Прямая речь— Официальный сайт Белгородской региональной общественной организации "Белгородское областное объединение организаций профсоюзов"

3D панорама
виртуального музея Белгородского областного объединения организаций профсоюзов


17-18 августа на БО «Горняк» состоится IV Белгородский региональный форум работающей молодежи «ПРОФСКИЛЛ»

Доклад председателя Белгородского областного объединения организаций профсоюзов Николая Шаталова «О 100-летии технической инспекции труда» на заседании V Совета областного профобъединения


Николай Шаталов

 

На протяжении многовековой истории человечества проблемы здоровья и безопасности труда всегда занимали ключевое место в социальной и экономической жизни общества и были связаны с развитием научно-технического прогресса, увеличением производственных мощностей и формированием общественного бытия.

 

На государственном уровне впервые об охране труда в истории России заговорил великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. В третьей части своей книги "Первые основания металлургии, или рудных дел", которая была опубликована в 1763 году, он уделил особое внимание охране труда горняков, начиная от описания правильной организации подземных работ и мер по их безопасности и заканчивая характеристикой оградительных сооружений и одежды рабочих.

История появления охраны труда как таковой началась в 1818 году, еще в самодержавной России. Понимая важность и остроту проблемы, 7 января 1818 года был принят закон о надзоре за работами в частных рудниках и на заводах. Закон регулировал условия труда работников с целью сделать их как можно более безопасными. Именно этот день можно считать днем рождения Российской охраны труда.

Спустя 40 лет, в России появилась специальная комиссия, которая оценивала условия труда на заводах и рудниках. По итогам работы комиссии, власти составили так называемый «Кодекс правил работы». Он был призван снизить уровень травматизма рабочих при выполнении работ на производстве.

В 1882 году была организована фабричная инспекция, а в 1892 году - особая Горнозаводская Инспекция.

В 1899 году кроме Фабричной и Горной инспекции создается «Главное по фабричным и горнозаводским делам присутствие». Это высшая инстанция, контролировавшая условия труда на заводах и рудниках. Она сразу же выпустила первые в России санитарные правила. До 1913 года они касались работ только с ртутью и свинцом, затем были приняты общие правила, которые охватывали большинство опасных производств.

Вопрос об охране труда в советский период оказался весьма спорным и вызвал дискуссию в средствах массовой информации и среди руководства

советского государства. В частности, предлагался вариант создания Союза охраны труда, который являлся бы совершенно автономной организацией, не входящей в структуру ни профсоюзов, ни Наркомтруда, имеющей самостоятельные «ячейки» на предприятиях, свои местные и всероссийские органы, избираемые на специальных конференциях рабочих. В дальнейшем, в качестве основной была выдвинута идея о выборности инспекции труда. Но в итоге, в жизнь была воплощена концепция, согласно которой инспекция труда должна находиться в системе Народного комиссариата труда, а фабричная и горная инспекции были упразднены.

В 1918 году Декретом Совета народных комиссаров РСФСР учреждена Инспекция Труда, которой вменялось наблюдение и контроль за проведением в жизнь декретов, постановлений и других актов Советской власти в области охраны интересов трудящихся масс, непосредственное принятие необходимых мер по охране безопасности, жизни и здоровья рабочих. Инспектора и инспектрисы труда избирались советами профессиональных союзов, и при исполнении возложенных на них обязанностей имели право свободного доступа во всякое время во все без изъятия места работы, отдыха и жилья трудящихся и их семей.

Декрет был подписан Председателем Совнаркома В.Ульяновым (Лениным).

Значительное изменение в организации инспекции труда произошло в 1933 году: Народный Комиссариат труда СССР был объединен с ВЦСПС, инспекция труда была организована по отраслевому принципу при всех отраслевых центральных комитетах профсоюзов.

В таком организационно - правовом положении инспекция просуществовала вплоть до 1994 года (более 70 лет). В мае 1994 года Указом президента Российской Федерации из состава профсоюзов выделилась Государственная инспекция труда, на которую возложили государственную часть полномочий в сфере охраны труда.

Несмотря на то, что государственные полномочия были отданы в ведение Гострудинспекции, профсоюзы, в соответствии с трудовым кодексом, до настоящего времени активно осуществляют общественный контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда, охране окружающей среды, обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за выполнением условий коллективных договоров, соглашений в сфере охраны труда на предприятиях, где работники объединены в профсоюз.

В настоящее время система профсоюзного контроля Белгородского областного профобъединения и его членских организаций насчитывает 13

штатных технических инспекторов труда и более 3500 уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

Ежегодно техническими инспекторами труда БОООП и его членских организаций проводится более 500 проверок по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда - за последние 10 лет это более 5 тыс. проверок (включая проверки с органами государственного контроля и надзора), в результате которых выявлено порядка 10 тыс. нарушений, большая часть которых устранены.

Белгородское областное профобъединение, в рамках заключенных соглашений, активно взаимодействует с различными ведомствами, так или иначе связанными с охраной труда работников, такими как Государственная инспекция труда, Управление по труду и занятости населения области, прокуратура, Роспотребнадзор, Фонд социального страхования и др.

Так же ведется работа в рамках трехстороннего соглашения между областным объединением организаций профсоюзов, объединениями работодателей и правительством Белгородской области на 2017-2019 годы. Соглашение служит основой для переговоров и заключения областных отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных соглашений, коллективных договоров в организациях и предприятиях региона.

Результатом работы областного профобъединения, его членских организаций в тесном взаимодействии с ключевыми партнерами стало снижение за последние 10 лет уровня производственного травматизма на территории региона.

Несмотря на это, проблема остается актуальной. Из года в год на производстве продолжают погибать и травмироваться работники. По данным профсоюзов, в 2017 году на территории области произошло 15 смертельных, 52 тяжелых и 4 групповых несчастных случая, связанных с производством.

Основными причинами которых являются:

· неудовлетворительная организация производства работ, которая выражается, прежде всего, в несогласованности действий работодателя, в применении опасных приемов;

· нарушение правил охраны труда при эксплуатации оборудования работниками;

· недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда;

· Формальное проведение инструктажей на рабочих местах и проверки знаний по охраны труда работников;

· нарушение работниками трудового распорядка и дисциплины труда.

Таким образом, уровень травматизма напрямую связан с низким качеством организации работ и недостаточным контролем за работниками со стороны руководства.

За многие годы работы профсоюзы накопили существенный потенциал в организации столь непростой работы как сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности. Роль профсоюзов в решении этих задач остается весомой - как на уровне цеха, производства, предприятия так и на уровне отрасли в целом.

В этой связи профсоюзам важно видеть проблемы и помогать работодателю в области охраны труда.

В последнее десятилетие в стране произошли существенные изменения в законодательстве об охране труда, которые определили новые формы и методы работы профсоюзов. Неизменной осталась цель - безопасность работника на производстве.

В то же время профсоюзам законодательно предоставлены широкие права в области осуществления общественного контроля за состоянием охраны труда. Эти права позволяют активно сотрудничать как с государственными органами, так и с работодателями, непосредственно осуществляющими мероприятия по охране труда и здоровья работающих. Задача профсоюзов - эти права реализовывать и защищать человека труда.

 

 




Правовая защита профсоюзов