3D панорама
виртуального музея Белгородского областного объединения организаций профсоюзов


Профсоюзные санатории «Первое Мая», «Красная поляна» и «Дубравушка» приглашают на отдых и лечение. т.27-45-00

 

 

Доклад "О взаимодействии профсоюзов с  законодательной
и исполнительной властью Белгородской области,
работодателями и их объединениями по защите
социально-трудовых прав и интересов работающих"

 

 



Уважаемые члены Совета! Уважаемый Евгений Степанович!
Уважаемые гости и приглашенные!

 

На сегодняшнее заседание Совета вынесен очень важный и актуальный вопрос взаимодействия профсоюзов с законодательной и исполнительной властью Белгородской области, работодателями и их объединениями по защите социально-трудовых прав и интересов работающих.

Реальное социальное партнерство, основанное на взаимоприемлемом сочетании интересов наемных работников, работодателей и государства, уважении прав человека и соблюдении принципов демократии – наиболее эффективный способ обеспечения социальной устойчивости общества, стабильного экономического и социального развития страны и региона.

А участие в политической жизни общества является для профсоюзов средством более эффективного решения своих задач, своего общественного предназначения представлять и защищать права и интересы наемных работников

В условиях экономического кризиса существенно возрастает роль социального диалога между работодателями и представляющими интересы работников профсоюзами.

Белгородские профсоюзы являются самой массовой общественной организацией, насчитывающей в своих рядах почти 400 тысяч членов профсоюзов.

Согласно Федеральному закону «О профессиональных союзах правах и гарантиях их деятельности» основанная задача профсоюзов – защита социально-экономических прав и интересов трудящихся.

Важно, что в нашей области органы законодательной, исполнительной власти, профсоюзы и работодатели работают в рамках закона о «Социальном партнерстве». Сегодня мы с удовлетворением констатируем, что в Белгородской области сформировалась и устойчиво работает система социального партнерства уже не один десяток лет. Власть, работодатели и профсоюзы направляют свои усилия на выполнение программы «Улучшения качества жизни населения Белгородской области», которая обрела статус закона принятого депутатами Белгородской областной Думы. Работа с законодательной властью имеет определенный фундамент, который сформировался активным участием всех структур профсоюзов в избирательной кампании по выборам депутатов всех уровней.

В результате 245 профсоюзных работников и активистов являются депутатами, начиная с сельских поселений и заканчивая областной Думой.

Это позволяет им принимать участие в разработке и принятии законов, в контроле за их реализацией  как на областном, так и муниципальном уровнях.

Кроме того, все социально значимые законопроекты обсуждаются в отраслевых профсоюзах. Важно, что практически все предложения областных комитетов учитываются.

Председатель областного Профобъединения избран депутатом областной Думы. Осуществляет свои полномочия в комитете по социальной политике, являясь  заместителем  председателя комитета.

К ведению данного комитета относятся вопросы социального обеспечения и страхования, охраны семьи, материнства и детства, трудовых отношений, занятости населения, охраны здоровья и медицинского обслуживания, образования, науки, культуры.

Депутатами комитета были рассмотрены и обсуждены многие вопросы, касающиеся реализации приоритетных национальных проектов, в частности – решения жилищной проблемы молодых семей в рамках проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

Основная работа комитета направлена на рассмотрение проектов законов Белгородской области. Комитет по социальной политике рассмотрел ряд законопроектов области и по его рекомендации депутатами Белгородской областной Думы приняты областные законы. Наиболее значимыми из них являются:

«О социальном партнерстве в Белгородской области», Социальный  кодекс Белгородской области, «Об улучшении жилищных условий граждан, усыновивших детей на территории Белгородской области», «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в  Белгородской области», «О квотировании рабочих мест для устройства несовершеннолетних граждан», «Об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетных учреждений Белгородской области», «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средствам информации и в связи в Белгородской области»,  «О внесении изменений в статью 3 закона Белгородской области «О нормативах расходов на реализацию основных общеобразовательных программ» и другие.

Приведу один лишь пример о росте расходов на реализацию государственного стандарта общего образования. Если в бюджете на 2008 год было утверждено:

- по статье «Заработная плата» 3687512 тыс. рублей;

- по статье «Прочие расходы» 113503 тыс. рублей.

то в 2009 году было заложено значительно больше средств по данным статьям расходов, а именно:

- по статье «Заработная плата» 4482600 тыс. рублей;

- по статье «Прочие расходы» 127113 тыс. рублей,

По рекомендации комитета по социальной политике Белгородская областная Дума внесла в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проекты федеральных законов, которые в настоящее время находятся на рассмотрении в Государственной Думе:

- «О внесении изменения в статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает предоставление скидок с оплаты за жилые помещения в размере 50% инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов и приватизировавшим квартиры;

- «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которым предлагается снизить возраст для установления повышенного размера базовой части пенсии с 88 лет до 70 лет.

На заседаниях комитета рассматривались обращения Белгородской областной Думы к федеральным органам государственной власти, которые по рекомендации комитета были приняты областной Думой и направлены в указанные органы. Обращения касались проблем социальной сферы:

- о реализации федерального законодательства в части лекарственного обеспечения льготной категории граждан;

- об улучшении пенсионного обеспечения граждан России;

- по вопросу улучшения материального положения граждан до 1945 года рождения включительно (дети войны);

- об увеличении минимальной базовой ставки (оклада) отдельных категорий работников филиалов Федерального государственного  унитарного предприятия «Почта России»;

- о предоставлении санаторно-курортных путевок детям.

Комитетом рассмотрены и рекомендованы Совету областной Думы поддержать обращения законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации к федеральным органам власти по следующим вопросам:

- увеличения на законодательном уровне периода выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 2-х лет, вместо полутора;

- увеличения размера ежемесячной компенсационной выплаты нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, уволенным в связи с ликвидацией организации;

- предоставления компенсации родительской платы за содержание ребенка в негосударственных детских дошкольных учреждениях;

- принятия Федеральной программы по расширению сети дошкольных образовательных учреждений;

- санаторно-курортного лечения и оздоровления работающих граждан;

- выплаты материнского (семейного) капитала на каждого рожденного ребенка;

- о качестве медикаментов, поступающих в аптечную сеть Белгородской области;

- о выполнении действующего законодательства в части обеспечения занятости инвалидов в Белгородской области;

- об организации и ходе летнего отдыха учащихся общеобразовательных школ Белгородской области;

- о выполнении федерального законодательства в части пенсионного обеспечения граждан в Белгородской области и др.

Все эти вопросы жизненно необходимы, как для членов профсоюзов, так и для всех жителей области. Участие в их решении через  представительство профсоюзов в депутатском корпусе областной Думы важная составляющая взаимодействия с законодательной властью области всего профсоюзного движения.

Президент России  Д.А. Медведев в своей статье «Россия вперёд!» обозначилнизкое качество общественной дискуссии, в том числе и критических выступлений, отсюда много нерешенных вопросов. Профсоюзы области считают, что обсуждение проектов  законов Белгородской области должно проходить при более широком круге участия в данном процессе профсоюзных структур.

На заседании Исполкома областного Профобъединения был поставлен вопрос о приглашения на заседания областной Думы председателей отраслевых профсоюзов, особенно если там рассматриваются социально значимые для граждан области вопросы. Были высказаны предложения – сделать традицией систематические встречи профактива области с председателем областной Думы, депутатами, как это происходит у наших соседей в Харьковской области.

Заслуживает внимания опыт работы Федерации Профсоюзов Белоруссии, изученный обкомом профсоюза работников потребкооперации. Указом президента страны там профсоюзам разрешено осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде в организациях, где нет профсоюзов, за что данные организации перечисляют денежные средства на счет Федерации Профсоюзов Белоруссии.

Город Белгород

Важное  значение  на поле депутатской деятельности имеет работа профсоюзных депутатов в представительных органах власти муниципальных образований области.

Хорошим примером такой работы является деятельность Сиротенко Дмитрий Владимирович – заместитель председателя областного Профобъединения, председатель координационного совета организаций профсоюзов г. Белгорода, который   в марте 2008 года был избран депутатом Совета депутатов городского округа «Город  Белгород» и заместителем председателя данного Совета.

Значительное место в совместной работе администрации города, Совета депутатов и профсоюзов занимает принятие нормативных правовых актов в сфере налоговых и бюджетных отношений. В частности, к ведению представительного органа отнесено утверждение ставок земельного налога и предоставление льгот по его уплате, утверждение  корректирующего коэффициента по единому налогу на вмененный доход, принятие ставок налога на имущество физических лиц, установление размеров арендной платы за пользование землей и объектами муниципального нежилого фонда. При принятии данных решений депутаты стремятся проанализировать существующее положение вещей и найти баланс между интересами рядовых горожан и бюджетом городского округа.

Правовые акты Совета депутатов во многом носят социально-ориентированный характер и принимаются с учетом предложений профсоюзов города.

Так, в 2008 год приняты решения, предполагающие повышение заработной платы работникам здравоохранения; образования и культуры, а также  решение Совета о городской целевой программе «Улучшение условий и охраны труда в г. Белгороде».

В Белгороде сохранены все ранее принятые обязательства по дополнительным мерам социальной поддержки граждан за счет средств городского бюджета в соответствии с трехсторонним Соглашением между координационным советом организаций профсоюзов, администрацией города и объединениями работодателей на 2008-2010 годы.

В 2008 году в городе принята целевая программа «Социальная поддержка отдельных категорий населения в 2008-2011гг.».

Пример: Многодетным семьям выплачивается ежемесячная денежная компенсация по оплате за вывоз твердых бытовых отходов, а председателям уличных комитетов, не имеющим льгот на федеральном и региональном уровне, по оплате коммунальных услуг. Также производятся выплаты из городского  бюджета для оказания ежемесячной адресной помощи участникам боевых действий в период Великой отечественной войны  1941-1945 гг., адресной помощи инвалидам по зрению для возмещения расходов абонентной платы за радио, адресной помощи инвалидам 1 группы по зрению для оплаты проезда сопровождающих их лиц, ежемесячной денежной выплаты для оплаты проезда одному из родителей (опекунов, попечителей), сопровождающему ребенка-инвалида. Оказывается адресная помощь на проезд одному из родителей малообеспеченной многодетной семьи.

Председатель Совета депутатов имеет право законодательной инициативы в Белгородской областной Думе.  Областной Думой по инициативе города Белгорода были внесены изменения в Закон «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма», которые позволили органам местного самоуправления осуществлять постановку граждан на учет в качестве нуждающихся согласно требованиям жилищного законодательства. Внесены дополнения в Закон «Об особенностях организации муниципальной службы в Белгородской области», а также в Закон «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области», которые установили административную ответственность за шум в ночное время на защищаемых территориях.

Работа представителя белгородских профсоюзов в Совете депутатов областного центра особенно важна, так как является примером взаимодействия профсоюзов с представительной властью в муниципальных образованиях.

 

Взаимодействие с исполнительной властью

 

Надо отметить, что с исполнительной властью области профсоюзы всех уровней работают еще более тесно,  чем с законодательной.

Представители профсоюзов включаются и активно работают во всех комиссиях, которые создаются распоряжениями губернатора, начальников департаментов, глав местного самоуправления. Это правильная позиция власти, так как именно представители работников владеют наиболее полной информацией о ситуации в той или иной отрасли, том или ином коллективе.

В области сложилась хорошая традиция разрабатывать, подписывать и реализовывать совместные постановления на уровне губернатора и областного объединения профсоюзов. Это:

- об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей;

- об итогах рейтингового соревнования и размещении на областной Аллее Трудовой Славы победителей соревнования.

Владение информацией о ситуации в отдельных отраслях экономики, в бюджетной сфере, особенно актуально в период финансово-экономического кризиса, поэтому представители профсоюзов участвуют в  еженедельных совещанях: председатель областного объединения у губернатора; председатели отраслевых профсоюзов у начальников департаментов;  председатели координационных советов у глав муниципальных образований.

Областное Профобъединение отстаивает и защищает социально-трудовые интересы населения, права трудовых коллективов при проведении социально-экономических реформ. Представители  Профобъединения, отраслевых профсоюзов принимают постоянное участие в заседаниях комиссий, рассматривающих вопросы социально-экономического характера: областной трехсторонней по регулированию социально-трудовых отношений;  по контролю за уровнем заработной платы и ликвидации  задолженности по ее выплате; по присуждению званий «Почетный гражданин города», «Ветеран труда»; по вопросам помилования на территории Белгородской области; по правам человека при губернаторе области и др. Участвуют в работе координационных комитетов по стабилизации финансово-экономической ситуации на территории области и в муниципальных образованиях.

Кроме того, областным Профобъединением на основании данных отраслевых профсоюзов проводится постоянный мониторинг:

- предприятий, на которых снижается уровень заработной платы, существует задолженность по выплате заработной платы, вводится режим неполной рабочей недели, предполагается высвобождение численности персонала;

 -средней заработной платы в разрезе отраслей и муниципальных образований;

-уровня цен на основные продукты питания, топливо, тарифы за услуги ЖКХ.

Областное объединение профсоюзов активно участвует как в обсуждении проектов бюджетов областного и муниципальных образований,  так и в анализе их выполнения, совместно с отраслевыми профсоюзами, координационными советами организаций профсоюзов вносит свои замечания и предложения.

Также  участвует в разработке областных Программ содействия занятости населения и социальной поддержки безработных граждан, выработке дополнительных мер по защите трудящихся при массовых высвобождениях работников, способствует сохранению существующих и созданию новых рабочих мест. В частности, оказывает содействие по организации общественных работ, опережающего обучения работников предприятий и организаций области.

Так, в июне текущего года уровень безработицы по области составлял 1,86 %, а в некоторых муниципальных образованиях (Шебекино, Красная Яруга) этот показатель превышал 3,0 %. Благодаря совместным усилиям сторон социального партнерства в настоящее время удалось снизить уровень безработицы  до 1,61%.

Несмотря на сложную обстановку в условиях экономической нестабильности, благодаря созданию крепкой и дееспособной системы взаимодействия органов власти всех уровней, объединений работодателей и профсоюзов в настоящее время удалось обеспечить решение многих социально-экономических проблем. Проводимая совместная работа позволила:

- за прошедший год увеличить заработную плату на 5,9% ( август т.г. - 14359,4 руб.),

- сократить задолженность по заработной плате по сравнению с началом года.

В условиях экономического кризиса существенно возрастает роль социального диалога между работодателями и представляющими интересы работников профсоюзами.          Для преодоления кризисных явлений требуется выработка единых подходов социальных партнеров к регулированию социально-трудовых отношений, направленных на сохранение конкурентоспособности организаций в период экономического кризиса, а также при выходе из него.

            Цель взаимодействия в этот период – согласование комплекса антикризисных мер, способствующих сохранению рабочих мест, снижению социальной напряженности в коллективах, обеспечению занятости и сдерживанию массового высвобождения работников, защите их трудовых прав.

               Наличие трехсторонних Соглашений позволяет взаимодействовать всем сторонам социального партнерства решении целого комплекса социально-трудовых вопросов.

За период действия областного трехстороннего Соглашения на 2008-2010 годы состоялись заседания комиссий по регулированию социально-трудовых отношений:

- 3  областной; 69 - районных и городских.

На заседаниях комиссий анализируется положение на рынке труда городов и районов области, рассматриваются вопросы роста (сохранения) уровня заработной платы, ликвидации задолженности по ее выплате, разрабатываются мероприятия по смягчению действия экономического кризиса особенно на слабо социально защищенные слои населения, так же рассматриваются проблемы малого и среднего бизнеса.

Изменения законодательства на уровне Российской Федерации оперативно вносятся и в трехстороннее областное соглашение. Так, в Соглашение были внесены изменения:

- об установлении размера минимальной заработной платы работников предприятий области, за исключением работников бюджетной сферы, с 1 января 2009г. на уровне величины прожиточного минимума, утверждаемого правительством области для трудоспособного населения, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного ФЗ РФ;

- о включении в коллективные договоры отдельных пунктов по выполнению Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» и проведении разъяснительной работы среди работников об основных положениях этого закона. Кстати, многие  работодатели взяли на себя обязательство рассматривать вопросы об уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии застрахованных лиц за счет средств страхователя.

В своей работе областное объединение, областная трехсторонняя комиссия применяет новые формы работы – выездные заседания в городах и районах области (Валуйки, Шебекино,  Алексеевка). В ходе подготовки выездных заседаний рабочей группой проводится полный анализ ситуации в регионе с посещением конкретных предприятий и организаций. Причем не только проводится проверка выполнения трудового законодательства и постановлений правительства области, но и даются разъяснения, рекомендации и конкретные предложения по улучшению социально-экономического положения предприятий и их работников.

Пример: Так, на выездном заседании областной трехсторонней комиссии в г. Шебекино в мае 2009 г. сторонами социального партнерства были одобрены и приняты как руководство к действию «Рекомендации по взаимодействию социальных партнеров в организации в условиях экономического кризиса», принятые на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 29 апреля 2009 г.

            Утвержден состав группы из числа работников областного Профобъединения и управления по труду и занятости населения области, участвующей в реализации  Плана  мероприятий правительства области  по анализу ситуации, связанной с планируемым массовым высвобождением рабочих организаций всех форм собственности.

По инициативе  областного Профобъединения  в План мероприятий были внесены предложения по реализации конкретных мероприятий, совместных действий представителей органов власти и профсоюзов по стабилизации ситуации,  по снятию социальной напряженности в регионе в условиях экономического кризиса.

Профсоюзы сегодня являются одними из основных защитников интересов трудящихся. Подтверждением  этого может служить факт внесения  областным Профобъединением в сентябре т.г. в областную Думу предложения – выйти на федеральный уровень с инициативой по увеличению размера компенсационных выплат работникам, привлекаемым к общественным работам, до уровня 1,8 минимального размера оплаты труда,   предусмотренного  федеральным законодательством  РФ.

Я, Шаталов Николай Михайлович, как председатель областного Профобъединения  и депутат областной Думы, систематически принимаю участие в работе областной межведомственной комиссии по контролю за своевременной выплатой заработной платы, иных социальных выплат, платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, а так  же в работе координационного совета при губернаторе области по защите интересов субъектов малого и среднего бизнеса, совета по противодействию коррупции.

 

Отраслевые профсоюзы

 

            Все 16 обкомов отраслевых профсоюзов также тесно взаимодействуют с департаментами (по направлениям) правительства области, работодателями и их объединениями. При активном участии администрации области (департаментов) заключено 21 отраслевое тарифное соглашение на 2008-2010 год.

            Региональными отраслевыми Соглашениями определяются размеры отраслевого минимума оплаты труда, порядок индексации заработной платы, направления и формы повышения социальной защиты работников в дополнение к гарантиям, установленным законодательно.

В ряде Соглашений решаются вопросы льготного пенсионного обеспечения отдельных категорий работников, повышения размеров гарантированных выплат, предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков, медицинского страхования и других дополнительных гарантий работникам за счёт средств организации (предприятия).

Во многих Соглашениях предусмотрены обязательства по поддержке молодежи. В организациях действуют молодёжные советы, разрабатываются   программы,   направленные   на   усиление   социальной защиты молодых работников, проводятся мероприятия по их закреплению и адаптации, принимаются меры материального стимулирования молодых специалистов за счёт средств организаций и предприятий.

Ежегодно подводятся итоги выполнения трехсторонних отраслевых Соглашений с участием департаментов, работодателей и профсоюзов, подписавших данные Соглашения.

 В  действующие Соглашения оперативно вносятся дополнения и изменения при изменении нормативно-законодательной базы Российской Федерации и региона.

Так, в ряд отраслевых Соглашений внесены изменения и дополнения в части:

- установления минимального размера оплаты труда на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения области;

-   обеспечения дополнительного пенсионного страхования работников;

-  выделения дополнительных денежных средств на повышение квалификации, переподготовку и обучение рабочих кадров.

Все отраслевые профсоюзы работников бюджетной сферы совместно с соответствующими управлениями правительства области приняли активное участие в работе по переходу на отраслевую систему оплаты труда.

обкомы профсоюзов работников народного образования, здравоохранения, культуры и госучреждений проводили расширенные заседания президиумов, пленумы, рабочие совещания, на которых прорабатывались механизмы перехода на новую систему оплаты труда в муниципальных образованиях, давались рекомендации и пути их реализации с учетом специфики отраслей.

Пример: в 2008 г. на пленуме обкома профсоюза работников культуры было принято обращение к губернатору области по реальному повышению заработной платы специалистам как областных, так и муниципальных учреждений культуры. Оплата труда специалистам областных учреждений была повышена до 10 тысяч рублей, муниципальных учреждений до 8 тысяч рублей. Управлением культуры только в 2008 году было принято 6 нормативно-правовых актов.

Отраслевые обкомы, областное Профобъединение оказывают постоянную методическую и практическую помощь председателям профсоюзных комитетов, работодателям при разработке Соглашений, коллективных договоров с учетом требований ТК РФ, проводят обучение профактива, осуществляют контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства, предоставлением работникам социальных гарантий, льгот и компенсаций.

Используя все предоставленные действующим законодательством правовые возможности, обкомы профсоюзов добиваются восстановления прав работников.

 Пример: обком профсоюза работников народного образования и науки добился восстановления права педагогов, работающих в сельской местности, на бесплатное жилье, отопление и освещение по установленным нормам.

Расширен перечень категорий сельских педагогических работников, пользующихся правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением – это право получили педагоги дополнительного образования.

В области также сохранено для специалистов образовательных учреждений, работающих в сельской местности, повышенные (на 25 процентов) ставки по сравнению со специалистами, работающими в городской местности.

Не смотря на финансовые трудности, обкому профсоюза работников здравоохранения,  удалось сохранить надбавки  медицинским работникам, работающим в сельской местности в размере 25%, доплаты за работу в ночное время в размере    50-100 процентов часовой тарифной ставки, а не 20%,  как это предлагалось Правительством.

Обкомы профсоюзов принимают активное участие в мероприятиях, проводимых Бел­городской торгово-промышленной палатой в рамках подписанного Соглашения.

Например, обком профсоюза работников строительства и промстройматериалов в рамках 5-го Межрегионального специализированного строительного форума, посвященного специализированной выстав­ке «Современный город», ведет пропагандистскую работу по застройке новых микрорайонов. В 2009 году были обсуждены проблемы областного строительного комплекса в связи кризисом. С помощью профсоюзных организаций пропагандируются новые стройматериалы, энергосберегающие технологии,  поднят вопрос о замене «иногородних» стройматериалов местными - цель загрузить имеющиеся производственные мощности,   уй­ти от безработицы. После каждого строительного форума торгово-промышленная палата проводит совместные пресс-конференции  департа­мента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства с участием обкома профсоюза.

Активно сотрудничает с торгово-промышленной палатой обком профсоюза «Торговое Единство» по вопросам развития малого и среднего бизнеса на территории области, содействия созданию профорганизаций в данном секторе экономики. Однако, хочется отметить, что вопросу создания профорганизаций в малом и среднем бизнесе уделяется ещё недостаточно внимания всеми отраслевыми профсоюзами. И это направление сотрудничества и взаимодействия нам необходимо более активно развивать.

Немаловажную роль играют профсоюзы и в формировании цен и тарифов на территории области.

Так, после проведения 10 сентября 2008 года Общероссийской акции протеста «Нет - росту цен на топливо!» обком профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства при поддержке областного Профобъединения направил обращение губернатору области и в управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по вопросу необоснованного повышения цен на горючее.

УФАС по Белгородской области в действиях розничных реализаторов нефтепродуктов усмотрело признаки согласованности и возбудило дела по факту нарушения антимонопольного законодательства против ряда предприятий, реализующих топливо на территории города Старый Оскол.

Задачей специально созданной комиссии, в работе которой участвовали представители областного Профобъединения и обкома профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, стало выявление случаев ограничения конкуренции этими предприятиями. Кроме того, по заявлению профсоюза управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области установило факт злоупотребления доминирующим положением со стороны крупнейшего поставщика топлива в Белгородской области ОАО «Белгороднефтепродукт». Итогом проведенных мероприятий стало снижение цен на бензин.

Обком здравоохранения принимает участие в работе аттестационной комиссии департамента, правления фонда ОМС и страховой организации «МАКС-М» при установлении тарифов стоимости медицинских услуг, оказываемых работниками ЛПУ области.

Обком жизнеобеспечения тесно взаимодействует с комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области.

Совместно с департаментами отслеживается подготовка рабочих кадров в профессиональных училищах, техникумах (обкомы профсоюзов машиностроителей, горно-металлургического, строителей).

При проведении аттестации работников в состав аттестационных комиссий включаются представители профсоюзных организаций.

Отдельно хочется сказать об активном взаимодействии  отраслевых профсоюзов с департаментами правительства области, работодателями в организации и проведении конкурсов профессионального мастерства. Основной целью данных конкурсов является повышение престижа высококвалифицированного труда работников основной профессии, пропаганда их достижений  и передового опыта, повышение престижа рабочих профессии среди молодежи, передового опыта, привлечение молодежи к работе в сфере производства, развитие творческой инициативы.

В 2008-2009 году были проведены конкурсы каменщиков, сантехников и штукатуров (обком строителей); слесарей-сантехников, сварщиков ручной работы (обком работников жизнеобеспечения); машинистов автогрейдера, машинистов экскаватора (обком работников автомобильного транспорта); на звание «Лучший продавец», «Лучший повар», «Лучший кондитер» (обком «Торговое единство»).

Уважаемые коллеги, социальные партнеры! Учитывая падение престижа рабочих профессий среди молодежи, нам необходимо расширить перечень этих профессий при проведении конкурсов профессионального мастерства, чаще проводить такие конкурсы.

Пример: в 2008 году в ЦФО проводился конкурс по профессии «Швея», в нем участвовала представительница Белгородской швейной фабрики «Россиянка», а вот регионального конкурса по этой столь необходимой  и востребованной профессии не было проведено.

                Отраслевые профсоюзы принимают активное участие в  семинарах и «круглых столах», проводимых профсоюзами и администрацией области по вопросам социально-экономического характера, в т.ч. оплаты труда, задолженности по зарплате, сокращения численности работающих.

Областным объединением, отраслевыми профсоюзами, в частности обкомом профсоюза работников образования,  разрабатываются и направляются руководителям предприятий и организаций области и председателям территориальных организаций профсоюзов методические рекомендации по проведению процедуры увольнения работников в связи с ликвидацией предприятий и сокращением численности и штата работников.

Судебная форма защиты социально-трудовых прав работников традиционно является одним из наиболее результативных способов правовой защиты.

Так, правовым инспектором обкома образования Верой Антоновной Трукшиной  подготовлено в районные суды 145 исковых заявлений с приложением полного юридического сопровождения для рассмотрения исков по существу. Значительная часть исковых заявлений связана с назначением досрочной трудовой пенсии работникам образования.

В связи с тем, что продолжаются отказы пенсионных органов в досрочном назначении пенсии медицинским работникам правовым инспектором обкома профсоюза здравоохранения Владимиром Николаевичем Вавиловым  за 2008 год и 9 месяцев 2009 года было подготовлено и рассмотрено в судах с его непосредственным участием около 200 исковых заявлений. Все судебные разбирательства закончились в пользу членов профсоюза.

Активное взаимодействие с Фондом социального страхования обеспечило оздоровление в профсоюзных санаториях  в 2008 году 2496 детей, в 2009 году 3220 детей. В связи с внесением изменений в законодательство Российской Федерации профсоюзы особенно беспокоит проблема оздоровления детей в 2010 году и в последующие годы. Все вы знаете, какая работа была проведена всеми профсоюзными организациями области по данному вопросу. Было собрано более 60 тысяч подписей под Обращением Исполкома областного Профобъединения по данному вопросу. И сегодня мы можем отметить, что многолетний опыт работы и тесное взаимодействие в данном направлении власти, работодателей и профсоюзов дали свои положительные результаты. Финансирование детской оздоровительной кампании 2010 года утверждено в больших объемах, чем в 2009 году.

Работа по Соглашениям

 

 Необходимо отметить работу областного Профобъединения и обкомов отраслевых профсоюзов по широкому кругу социально-значимых вопросов с прокуратурой области, Гострудинспекцией, Пенсионным фондом.

За последние годы правовыми инспекторами труда областного Профобъединения совместно с сотрудниками Государственной инспекции труда в Белгородской области проведено 47 проверок предприятий и организаций по вопросам соблюдения трудового законодательства, в результате которых 2 руководителя организаций /ОАО «Волоконовский молочно-консервный комбинат», ОАО завод «Электромашина»/ дисквалифицированы сроком на 2 года, предотвращены незаконные увольнения работников ОАО «Волоконовский молочно-консервный комбинат», увеличена заработная плата до величины прожиточного минимума работникам ФГУЧ «Белгородский лесхоз», ЗАО «Им. Кирова», МУП «Тепловые сети» Ровеньского района, ОАО «Риф-Инвест-Луч» и др.

Представители Государственной инспекцией труда в Белгородской области принимают участие в обучении профактива по вопросам трудового законодательства.

В июне текущего года по инициативе Профобъединения было заключено Соглашение о взаимодействии с Государственной инспекцией труда в Белгородской области

Главной целью этого соглашения является повышение  гарантий соблюдения трудовых прав работников, усиление авторитета профсоюзов и привлекательности профсоюзного членства, повышение ответственности работодателей за нарушение трудового законодательства.

C целью реализации  подписанного соглашения, составлен график  совместных проверок состояния охраны и условий труда до конца текущего года на 28 предприятиях и в организациях области, который успешно выполняется.

На 1 декабря были совместно проверены 18 предприятий и организаций. При этом выявлено более 200 серьезных нарушений норм и правил охраны труда, а также условий коллективных договоров и соглашений со стороны работодателей и должностных лиц. По результатам проверок выданы предписания на устранение нарушений, 12 должностных лиц, допустивших эти нарушения, привлечены к административной ответственности.

 В вопросах охраны труда обком профсоюза строителей совместно с Гострудинспекцией при­нимает участие не только в расследовании несчастных случаев, но и в обследовании со­стояния строек и предприятий промстройматериалов.

В 2006 году между Белгородским областным объединением организаций профсоюзов и отделением Пенсионного фонда РФ по Белгородской области было заключено Соглашение, определяющее основы и формы взаимодействия сторон в условиях Пенсионной реформы. В 2008 году Соглашение пролонгировано.

В рамках Соглашения проводятся «круглые столы» с участием профактива отдельных отраслей и представителей пенсионных органов, на которых  разъясняется суть  пенсионной реформы, даются квалифицированные ответы на вопросы собравшихся.

Представители Пенсионного фонда РФ по Белгородской области принимают участие в обучении профактива, в частности по вопросам досрочного пенсионного обеспечения членов профсоюза, по реализации Федерального закона №56-ФЗ о софинансировании государством накопительной части пенсии граждан.

В областном Профобъединении организована работа консультационного пункта отделения Пенсионного фонда РФ по Белгородской области, в котором два раза в месяц работники пенсионных органов осуществляют прием членов профсоюза и пенсионеров по вопросам пенсионного законодательства. Кроме того, в консультационном пункте обратившиеся могут получить информационный материал об уплате страховых пенсионных взносов, порядке перерасчета пенсии пенсионерам, структуре трудовой пенсии по старости, порядке ее определения и иным вопросам реализации пенсионного законодательства.

На основании Соглашения с Пенсионным фондом проводится постоянная работа по погашению задолженности по страховым взносам и внесению в коллективные договоры условий о своевременном их перечислении.

Несмотря на отсутствие до 2009 года соглашения о  Сотрудничестве с прокуратурой Белгородской области, взаимодействие с ней осуществлялось давно и плодотворно. Были проведены проверки 25 предприятий, имеющих задолженность по выплате заработной платы, согласно утвержденным графикам. В результате проведенной работы выплачена задолженность по заработной плате на сумму 2 млн.231 тыс. рублей.

            В ходе проверок с руководителями организаций, имеющих задолженность по выплате заработной платы, отраслевыми департаментами, органами местного самоуправления и профсоюзами, в лице председателей координационных советов, заключены Четырехсторонние Соглашения, предусматривающие совместные обязательства сторон по недопущению впредь задолженности по выплате заработной платы и принятию мер по ее повышению.

            Активная работа с конкурсными управляющими организаций-должников также дала определенные результаты.

  Результаты проверок и принимаемых мер рассмотрены на выездном заседании Исполкома Совета областного Профобъединения.

В 2009 году между  областным Профобъединением и прокуратурой Белгородской области заключено Соглашение для организации взаимодействия и сотрудничества по вопросам защиты конституционных прав граждан на труд и охрану труда, выявления, устранения и предупреждения нарушений.

В рамках действия указанного Соглашения сторонами производится обмен информацией о нарушениях прав граждан в сфере трудовых правоотношений, в результате которого составляются графики совместных проверок предприятий и организаций, где нарушаются трудовые права работников.

Такое  сотрудничество так же приносит ощутимую пользу. В результате совместных проверок руководителями ряда предприятий полностью  погашена задолженность по зарплате: ОАО «Авторейс» Белгородского и СПК им. Горького Ровеньского районов (АПК);  УГП «Яковлевское ПАТП», ОАО «Автотранспортное» п. Вейделевка, ОАО «КАмаЗ-Сервис» (автотранспорт), ЗАО «Восход», ООО «Держава».

В итоге из 13.9 млн. руб. задолженности по заработной плате выплачено работникам 7,82 млн. руб. Составлено 7 представлений об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, 5 руководителей привлечено к административной ответственности. Три материала направлено для дальнейшего разбирательства в следственные органы.

Мотивация профсоюзного членства

 

Важное направление во взаимодействии власти, профсоюзов и работодателей  - содействие созданию первичных профорганизаций на предприятиях и в организациях области.

Участие в «пилотном» проекте ФНПР по создание первичных профсоюзных организаций на предприятиях малого и среднего бизнеса стало  одним из  резервов увеличения численности членских организаций областного Профобъединения. Работа по созданию профорганизаций велась на 408 предприятиях малого и среднего бизнеса области. За 2008 год на 57 предприятиях были созданы профсоюзные организации с общим числом членов  профсоюза 1943 человека. В настоящее время работа в данном направлении не остановлена, а  набирает темпы. По решению Исполкома ФНПР «пилотный» проект перешел в статус Всероссийской кампании по созданию первичных профорганизаций на предприятиях малого и среднего бизнеса.

Областными профсоюзами с целью создания первичных профорганизаций используются различные средства и каналы. Важным является содействие органов власти созданию профорганизаций на предприятиях и в организациях региона в рамках выполнения обязательств областного трехстороннего Соглашения. Переговоры руководства Профобъединения и руководителей отраслевых профсоюзов с  работодателями и их представителями, активизация работы председателей Координационных советов в данном направлении дают свои результаты. Однако  поле деятельности здесь ещё велико.

За прошедший период значительно повысился авторитет профсоюзов. Например, согласно постановлению правительства области при определении победителей рейтингового соревнования и  занесению их на областную Аллею Трудовой Славы – важно наличие в организации профсоюзной структуры и коллективного договора. Все кандидаты на областную Аллею Трудовой Славы согласовываются с председателями отраслевых профсоюзов и координационных советов муниципальных образований.

В 2009 году заключено Соглашение областного Профобъединения с Белгородской торгово-промышленной палатой, где прописаны обязательства сторон о пропаганде отраслевых профсоюзов, являющихся членами Белгородской ТПП, с одной стороны, и деятельности Белгородской ТПП, с другой стороны, содействия росту членства, каждой из сторон, информированию друг друга о проводимой работе. Надо полагать, что реализация данных договоренностей будет также содействовать увеличению числа профорганизаций в области.

Важно, что в Соглашении о сотрудничестве и взаимодействии с Белгородским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» прописаны обязательства со стороны партии – оказывать поддержку  в выполнении уставных и программных целей и задач областного объединения профсоюзов.

Надо отметить, что в новых экономических условиях  всё чаще возникает необходимость создания профорганизаций на основе осознанного членства трудящихся в профсоюзах. А это возлагает на нас ещё больше ответственности за свои действия, а в некоторых случаях и бездействия.

Пример: в 2008 году, благодаря поддержке Исполкома  Профобъединения обком профсоюза лесных отраслей успешно осуществил все свои мероприятия по реорганизации областной организации профсоюза. В настоящее время её финансовое положение стабилизировалось, создана новая организационная структура. Тесное взаимодействие в этом направлении с управлением лесами Белгородской области способствовало положительному решению данного вопроса.

За прошедший период разработаны рекомендации областного Профобъединения для первичных профорганизаций  по увеличению числа членов профсоюзов. Ежегодно проводится конкурс «На лучшую первичную профсоюзную организацию и её лидера», впервые за 2009 год будут подводиться итоги конкурса  на лучшую организацию работы по мотивации профсоюзного членства среди членских организаций областного Профобъединения.

Считаю, что проведение совместного обучения работодателей и профсоюзного актива по основам трудового законодательства, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, послужило бы развитию социального партнерства в области, и соответственно расширило бы поле деятельности областных профсоюзов.

На наш взгляд, активизации вступления в члены профсоюзов граждан области будет способствовать более широкая пропаганда деятельности областного Профобъединения и отраслевых профсоюзов через странички «Социальное партнерство» на сайтах администраций муниципальных образований области.

Хорошим примером взаимодействия власти и профсоюзов мог бы стать единый профсоюзный час на областном радио.

 

  Координационные советы

            Повышение роли  местного самоуправления, необходимость развития социального партнерства на уровне муниципальных образований требует от профсоюзов активизации работы по организационному укреплению координационных советов организаций профсоюзов.

В настоящее время в городах и районах действуют 22 координационных совета. Их возглавляют на общественных началах 15 председателей райкомов профсоюза работников агропромкоплекса, 2 председателя райкома профсоюза работников образования, 4 председателя первичных профорганизаций.

Координационные советы сегодня действительно становятся неотъемлемой частью организационной структуры территориальных профобъединений, действующих в соответствии с уставными целями профсоюзов в пределах конкретного муниципального образования в тесном взаимодействии с его администрацией, а также представительными органами местного самоуправления и работодателями.

Для этого в области сформирована необходимая правовая база, которая позитивно повлияло на улучшение условий их работы, развития социального партнерства в районах и городах. Большинство глав муниципальных образований пересмотрели свое отношение к координационным советам как представительствам Профобъединения. Сегодня установились деловые партнерские отношения, заключены двух и трехсторонние соглашения. Почти все председатели этих советов регулярно приглашаются на совещания и заседания, проводимые в администрациях районов.

В практику работы координационных советов более активно стали внедряться формы обратной связи, когда на заседания советов приглашаются главы районов, их заместители, депутаты, работодатели. Их активное участие позволяет более четко определять и пути реализации принятых решений.

Профобъединением проводится определенная работа по оказанию помощи и постоянной поддержки координационных советов, обучению их руководителей и профактива, обеспечению их необходимыми материалами и рекомендациями.

На выездном заседании Исполкома Профобъединения в городе Алексеевка была рассмотрена работа координационных советов профорганизаций городов и районов области по выполнению совместных решений координационных советов, руководителей правоохранительных органов и областного Профобъединения по вопросу ликвидации задолженности по выплате заработной платы предприятиями и организациями.

На расширенном заседании координационного совета профорганизаций г. Шебекино и Шебекинского района обсужден вопрос о выполнении постановления Совета Профобъединения «Об участии профсоюзов области в деятельности представительных органов государственной власти и местного самоуправления».

Регулярно на заседания Исполкома и Совета Профобъединения приглашаются председатели или члены координационных советов. Их активное участие позволяет более четко определять актуальные задачи. 

Обсуждение на заседаниях координационных советов вопросов роста заработной платы, социальных гарантий работникам и членам их семей, занятости, безопасных условий труда находят отражение в принимаемых муниципальных нормативных актах и решениях.

Координационные советы все больше уделяют внимания работе по мотивации профсоюзного  членства, росту численности профсоюзов, восстановлению и созданию профорганизаций. В результате –  только за прошлый год их было создано 58, в том числе в Алексеевской районе - 15, Ракитянском - 7, Корочанском  - 6.

Из конкретных примеров можно понять, насколько эффективна деятельность большинства координационных советов.

 

Город Белгород

Большие задачи решаются властными структурами, трудовыми коллективами и профсоюзными организациями областного центра. Это накладывает особую ответственность на деятельность координационного совета города, председателем которого, как уже говорилось выше,  является заместитель председателя Профобъединения, депутат, заместитель председателя городского Совета Д.В. Сиротенко.

Благодаря тесному сотрудничеству администрации, работодателей и координационного совета многие социально-бытовые и экономические проблемы для членов профсоюзов и горожан решаются положительно. Важным фактом является то, что в прошлом году было подписано Соглашение о сотрудничестве координационного совета с депутатами города Белгорода, а также городское трехстороннее Соглашение с администрацией и объединением работодателей.

Здесь регулярно проводятся заседания трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На 2008-2010 годы в соглашение были внесены такие важные дополнения, как ежегодная выплата материальной помощи работником бюджетной сферы, оплата труда которых производится за счет средств местного бюджета. С 1 января 2009 года установлен размер минимальной зарплаты работников предприятий реального сектора экономики на уровне не ниже величины прожиточного минимума, утвержденного правительством области.

Отражены вопросы, касающиеся увеличения продолжительности жизни населения, пенсионного страхования, работы с молодежью, создания условий для деятельности здравпунктом на предприятиях города, проведения первичной профилактики артериальной гипертонии и многих других проблем жизни и деятельности горожан.

Примером активной деятельности координационного совета является решение проблемных вопросов, возникших на предприятиях компании «Электромашина». В связи с массовыми обращениями ее работников по поводу невыплаты зарплаты по инициативе координационного совета с участием обкома профсоюза машиностроителей было  проведено собрание трудового коллектива и создана профсоюзная организация. Прокуратура подтвердила факты нарушения трудового законодательства. В результате были отстранены от работы и привлечены к административной ответственности руководители. Все исковые заявления работников удовлетворены судебными органами в полном объеме.

По инициативе координационного совета профсоюзных организаций Белгорода коллегией местного самоуправления принято решение о расширении направлений действия городской Молодежной программы в части взаимодействия с рабочей молодежью. Советом депутатов города Белгород внесены соответствующие изменения в действующие нормативные акты и программы, в управлении молодежной политики администрации города создан отдел по работе с работающей молодежью.

Другим немаловажным направлением деятельности координационного  совета является  взаимодействие с администрацией города в частности с управлением по труду и социальному партнерству, по следующим мероприятиям:

- ежемесячный мониторинг социально-экономической ситуации в городе;

- еженедельный мониторинг задолженности по заработной плате и отчислениям в социальные фонды;

- массовые высвобождения работников;

- формирование базы данных по предприятиям, заключившим коллективные договоры, в том числе и с иными представителями работников;

- ежемесячные заседания комиссии  по контролю за своевременностью выплаты заработной платы, за ее уровнем, с обязательным приглашением работодателей имеющих низкий уровень заработной платы, не проводящих аттестацию рабочих мест, не имеющих коллективных договоров, предоставляющих фиктивные справки в органы социальной защиты о доходах своих работников;

- ежемесячные семинары - совещания с работодателями, не имеющими профсоюзные организаций по вопросам трудового законодательства, создания профсоюзных организаций и реализации договорных отношений через систему социального партнерства.

Профсоюзная сторона принимает участие во всех заседаниях Совета депутатов Белгорода, с обязательным согласованием с профсоюзной стороной всех решений, предусматривающих социально-трудовые отношения или решение вопросов социального характера.

Особую роль  во взаимодействии органов власти,  профсоюзов и работодателей по решению социально-трудовых отношений на предприятиях и в организациях города Белгород играет городская межведомственная комиссия по контролю за уровнем оплаты труда, своевременностью перечисления обязательных платежей и налогов.  Только на трёх заседаниях комиссии в 2009 году рассмотрено 83 предприятия, 34 - имеющие задолженность по з/плате, перечислению обязательных платежей и налогов. Всего только за последние три месяца погашена задолженность по всем видам платежей в сумме 36 млн. 661 тыс. рублей.

При подготовке заседания комиссии 23 октября 2009 года было обследовано 504 предприятия. Из них 421 –  довели уровень среднемесячной платы труда до 8 тысяч рублей и выше. На данных предприятиях нет задолженности по обязательным платежам.

Выявлено 49  предприятий  имеющих среднемесячную зарплату ниже 8 тыс. руб. Из них 23 предприятия подписали Соглашение о повышении среднемесячной зарплаты до 8 тыс. руб. и выше. На 19 предприятиях работники переведены на неполный рабочий день. По 3 предприятиям направлены письма в департаменты администрации города, 4 предприятия изыскивают возможность для повышения з/платы.

Координационный совет профсоюзов ведет большую разъяснительную и профилактическую работу. Регулярно проходят встречи с трудовыми коллективами и работодателями на предприятиях и в организациях города. Разработаны методические материалы по деятельности профсоюзов в условиях финансово-экономического кризиса. Проводятся семинары-совещания по отчислениям в социальные и пенсионные фонды.

В результате совместной работы администрации города, Совета депутатов и профсоюзов:

1.уровень среднемесячной заработной платы на крупных и средних предприятиях за 9 месяцев текущего года  в Белгороде составил 16742,3руб.;

2. задолженность по заработной плате на 25 ноября 2009 года составила всего 755,6 тыс. рублей;

3. задолженность в Пенсионный фонд (по действующим предприятиям) – 66197.тыс. рублей.

Причем из всего перечня «неблагополучных» предприятий города, только на двух организациях есть профорганизации. Однако надо отметить недостаточную работу координационного совета города Белгород по созданию первичных профорганизаций, хотя поле деятельности здесь велико.

Город Алексеевка и Алексеевский район

15 лет на общественных началах возглавляет координационный совет профорганизаций Алексеевского района Николай Иванович Вовченко – председатель райкома профсоюза работников АПК. Он завоевал высокое уважение не только у членов профсоюзов, но и трудящихся района. Достаточно сказать, что Н.И. Вовченко одновременно второй раз был избран депутатом, главой городского поселения «Город Алексеевка». Он – председатель постоянной комиссии по экономическому развитию района, член территориальной комиссии по обеспечению роста заработной платы, а также членом Совета областного Профобъединения.

Алексеевский совет умело координирует деятельность 180 первичек четырнадцати отраслевых профсоюзов. Располагает всеми нормативными документами.

У координационного совета широкий диапазон деятельности. Он влияет на многие важнейшие проблемы членов профсоюзов и жителей района.

Взаимодействие администрации, работодателей и координационного совета организаций профсоюзов способствовало тому, что по сравнению с соответствующим периодом прошлого года индекс промышленного производства в 2009 году составил 101,6%, а объем инвестиций –  1,7 млн. руб., или увеличился в 2 раза. В районе создано 150 новых рабочих мест, что позволяет увеличить налоговые поступления.

Проведена совместная работа по уменьшению негативных процессов с заработной платой. В результате принятых мер средняя в 2008 году увеличилась по сравнению с 2007 годом на 35% и составила 11тыс.472 рубля, а в сельском хозяйстве – на 49%. В июне 2009 года зарплата по району составляла  12тыс.700 рублей, или на 110,6 % к соответствующему периоду прошлого года.

Координационный совет совместно с администрацией муниципального района, первичными профорганизациями, хозяйственниками особое внимание уделяет выполнению федеральных, областных и местных программ по защите ветеранов, инвалидов, участников войны, многодетных семей, детей-сирот, других социально  незащищенных групп населения района. Только за прошлый год на эти цели было израсходовано 4,2 млн. руб., на 737 тыс. руб. больше, чем в  2007 году.

Успешно проведен благотворительный марафон «Вместе – мы семья!» Было собрано 3,7 млн. руб., из которых единовременная помощь оказана 31 семье.

Под особым контролем находятся вопросы, связанные с выполнением национальных проектов развития сельского хозяйства, образования и здравоохранения, а также вопросы реализации молодежной политики.

Экономический кризис внес значительные изменения на рынке труда. Безработных составило 425 человек. Для снижения напряженности в т.г. было направлено на переобучение 105 человек, временно трудоустроено 298. За 8 месяцев т.г. безработным выплачено свыше 5 млн. рублей. В общественных работах приняли участие 1120 человек.

Организаторская работа координационного совета способствует росту авторитета профсоюзов района, мотивации профсоюзного членства. За последние полтора года здесь создано 15 первичных профорганизаций.

 

Корочанский район

Координационный совет профорганизаций Корочанского района осуществляет работу в тесном контакте с комиссией администрации района по охране труда, членом которой является председатель координационного совета, председатель РК профсоюза работников АПК В.И.Извеков Постановлением главы администрации разработана и успешно выполняется программа мер по улучшению условий и охраны труда, в соответствии с которой особое внимание на местах уделяется безопасности ведения работ, обеспечению работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также организации надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания. Проведено обучение хозяйственных руководителей, членов профкомов и уполномоченных лиц по охране труда.

В результате проводимой работы в 130 трудовых коллективов (99%), где имеются профорганизации, заключены коллективные договора. Из них 34 предприятия внесли пункт по увеличению зарплаты, 120 – по оказанию материальной помощи женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет.  В районе нет задолженности по зарплате.

 

Яковлевский район

Для профсоюзов Яковлевского района и их координационного совета, возглавляемого Сергеем Николаевичем Селиховым, развитие местного самоуправления является важнейшей возможностью совместно с другими социальными партнерами  участвовать в решении социально-трудовых вопросов, затрагивающих интересы трудящихся района.

Так, на совместном заседании было принято Обращение профсоюзов и работодателей к Президенту России  Д.А. Медведеву и Председателю Правительства В.В.Путину о незамедлительном издании указов прямого действия по устранению существующего ценового беспредела в АПК, о необходимости направить материальные и финансовые ресурсы для решения важнейших аграрных вопросов. Прежде всего определить льготную госпоставку ГСМ, газа, электроэнергии, сельхозтехники, удобрений и средств защиты растений для АПК. Второе: определить госзаказ с фиксированными закупочными ценами на основные виды сельхозпродукции.

В конце прошлого года координационный совет провел расширенное совещание с руководителями малого и среднего предпринимательства с участием заместителя главы администрации района, председателя обкома профсоюза «Торговое единство», руководителей ведомств о создании профорганизаций на предприятиях малого и среднего бизнеса, колдоговорной кампании. В результате – в текущем году было создано 3 профорганизации, и этот процесс продолжается.

 

Борисовский район

Заслуживает внимания работа координационного совета профорганизаций Борисовского района, возглавляемого председателем профорганизации завода мостовых металлоконструкций Натальей Анатольевной Алхимовой.

Совет умело обеспечивает координацию деятельность первичек, представляет солидарную позицию профсоюзов при переговорах с органами исполнительной власти

Признанием авторитета профсоюзов района стало то, что для предотвращения негативных тенденций и укрепления конкурентоспособности района распоряжением главы администрации создана рабочая группа в состав которой, помимо представителей законодательной и исполнительной власти вошли члены координационного совета организаций профсоюзов.

Совместная работа способствовала тому, что средняя зарплата на предприятиях района за 7 месяцев т.г. в сравнение соответствующим периода прошлого года увеличилась на 26%. Задолженности по выплате зарплаты нет.

 

Краснояружский район

Тесное взаимодействие по защите социально-трудовых прав работающих с законодательной и исполнительной властью сложилось у координационного совета организаций профсоюзов Краснояружского района (председатель Владимир Васильевич Микуленок). Здесь 15 числа каждого месяца администрацией и координационным советом рассматриваются вопросы по задолженности и уровню заработной платы. На заседания с отчетом приглашаются руководители предприятий. И, как результат, на 1 сентября т.г. уровень зарплаты в районе составил 14тыс.361 рубль, что на 27% выше соответствующего периода 2008 года. Зарплата выдается в полном объеме и в срок.

Из 862 человек, обратившихся с просьбой о трудоустройстве – 625 трудоустроены. В районе  100% охват предприятий коллективными договорами, где имеются профорганизации. В депутатском корпусе всех уровней района интересы профсоюзов представляют 33 депутата – члены отраслевых профсоюзов. Председатель координационного совета является членом политсовета регионального отделения партии «Единая Россия».

 

Красногвардейский район

Деловые, партнерские отношения  с законодательной и исполнительной властью сложились у координационного  совета профорганизаций Красногвардейского района (председатель – Людмила Викторовна Бондаренко), председатель райкома профсоюза работников АПК). Особое  внимание совет уделяет выполнению 3-стороннего Соглашения. Он осуществляет контроль за своевременным перечислением работодателями страховых взносов в Пенсионный фонд, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев. Ежегодно с отделом по труду администрации района проводятся районные «Дни охраны труда».

За 7 месяцев текущего года средняя зарплата в районе составила 11тыс.670 руб., что на 15% больше уровня прошлого года. Задолженности по зарплате предприятия и организации не имеют. В общественных работах участвует 316 человек.

 

Город Валуйки и Валуйский район

Отличительной особенностью работы координационного совета профорганизаций Валуйского района является то, что в его заседаниях при рассмотрении наиболее важных вопросов принимают участие глава местного самоуправления И.М. Посохов, его заместители, секретари совета депутатов, хозяйственники.

Подтверждением тесного взаимодействия профсоюзов и органов власти является также то, что Совет депутатов города и района предоставляет координационному совету проекты нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения. Председатель координационного совета Анна Юрьевна Седина – авторитетный профсоюзник, председатель райкома профсоюза работников АПК, - приглашается и активно участвует в работе постоянных комиссиях района

Ракитянский район

Координационный совет профсоюзов Ракитянского района, возглавляемый председателем райкома профсоюза работников АПК Иваном Кузьмичом Рогулей,  совместно с обкомами отраслевых профсоюзов, отделом по экономике администрации района и хозяйственными руководителями проводит большую работу по качественному улучшению содержания коллективных договоров. С этой целью организациям направляется макет колдоговора, сообщается нужная информация, организуются семинары по составлению и принятию договров.

Вошло в практику проведение  советом пленарных заседаний совместно с отраслевыми профсоюзами, отделом экономики и заинтересованными организациями. Средняя зарплата сейчас в районе составляет 15,5 тыс. рублей, что составляет (112% к соответствующему периоду предыдущего года).

В районе организован «Телефон доверия». Традиционным стало проведение Дней охраны труда. Затраты на мероприятия по охране труда достигли 17 млн. руб. против 11 млн. руб. в 2007 году.

Под руководством координационного совета первичные профорганизации района активно участвуют в избирательных кампаниях по выборам Президента, Госдумы, депутатов в городские и земские собрания.

Определенная  работа проводится по мотивации профсоюзного членства. В последнее  время создано 7 новых профорганизаций. Налажен контакт с отделом  по делам молодежи администрации района.

 

Волоконовский район

Особенно хочется сказать о работе координационного совета Волоконовского района, который возглавляет Любовь Павловна Похомова, председатель райкома профсоюза работников народного образования и науки. На состоявшемся в ноябре текущего года семинаре-совещании председателей координационных советов организаций профсоюзов муниципальных образований и городских округов области рассматривался опыт работы данного совета.

Координационным советом регулярно проводятся заседания трехсторонней комиссии, с участием первого заместителя главы района, секретаря муниципального Совета, по выполнению 3-стороннего Соглашения , где поднимаются вопросы роста заработной платы, представления льгот работникам бюджетной сферы, предупреждения массового сокращения работающих, улучшения условий и охраны труда, социальной поддержки молодых специалистов, оздоровления и поощрения членов профсоюза.

Благодаря целенаправленным действиям администрации района и координационного совета   за 2008 и 2009 годы в районе нет задолженности по выплате заработной платы, и согласно мониторингу заработная плата по предприятиям Волоконовского района: за январь 2008 года составила 8431 рубль,  за сентябрь -  9197 рублей; за январь 2009 года – 9602 рубля, за сентябрь - 12043 рубля. Темпы роста составляют 114  процентов.

Координационный совет района в целях укрепления своих позиций в муниципальных органах активно участвует в избирательных компаниях.

Л.П. Похомова уже второй срок является  депутатом  поселкового собрания городского поселения «Поселок Волоконовка». Девять  профактивистов района избраны депутатами районного Совета и земских собраний.

Большая работа проведена по созданию первичных профорганизаций на предприятиях и в организациях района. За 2008-2009 годы создано 37 первичных профорганизаций.

Важным направлением в работе координационного совета является оздоровление членов профсоюза и их детей. В последние годы в основном оздоровились работающие в здравницах Белгородской области. Любимым местом отдыха стал санаторий «Красиво». Оздоровление до кризиса не знало границ по социальным путёвкам, за счёт предприятий и в частном порядке. 2009 год ознаменован кризисом. Оздоровление сократилось до минимума. Летний отдых детей организован через школьные лагеря с дневным пребыванием, в здравницах области и за её пределами.

Совет работает в соответствии с планом и для этого есть все условия. Просторный кабинет в бывшей школе, оформлены и постоянно обновляются стенды. Имеется компьютер. Уделяется серьёзное внимание информационной работе, для чего используются газеты «Единство», «Мой  профсоюз», «Солидарность»; Интернет, профсоюзные сайты.

Приведенные примеры показывают, насколько многогранна деятельность координационных советов профорганизаций городов и районов области, их взаимосвязь с органами власти работодателями и их объединениями в решении социально-трудовых проблем работников.

В то же время по основному направлению имеется много решенных вопросов. Сейчас  во всех городах и районах действуют  территориальные Соглашения. Если количественная сторона решена, то по содержанию территориальных соглашений предстоит серьезная работа. Не во всех районах по настоянию координационных советов вносятся дополнительные обязательства. В системе социального партнерства есть непростая проблема, которая предстоит решать совместно с органами власти. Это формирование стороны работодателей. С этой проблемой тесно связана еще одна – сегодня в области  коллективные договоры заключаются с иными, т.е. не профсоюзными представительными органами.

В развитии и укреплении социального партнерства в муниципальных образованиях и мотивации профсоюзного членства позитивно зарекомендовала бы себя такая форма работы, как Дни Профобъединения. На такие дни следует приглашать руководителей и специалистов аппарата администраций, депутатов Советов, руководителей районных и городских учреждений и предприятий всех форм собственности, профсоюзный актив, уполномоченных по охране труда.

Во многих регионах были организованы совещания, на которых присутствовали  главы районов, председатели Советов депутатов, представители Профобъединения, райкомов профсоюзов, координационных советов, специалисты аппарата. И надо, сказать главы администраций, услышав высказанные, как говорят, снизу проблемы, меняют свое отношение к профсоюзам, призывают руководителей создавать необходимые условия для функционирования профорганизаций и вступления в профсоюз.

Координационные советы организовали поддержку кандидатов для избрания Президента РФ, глав администраций, депутатов  областной Думы, Советов депутатов городов и районов  оказывали им содействие в проведении предвыборной кампании. Как правило, избранные депутаты в дальнейшем сотрудничают с профсоюзами.

Я думаю, что назрела необходимость обратиться Совету Профобъединения к главам районов и городов с письмом о внесении дополнений в 3-сторонние Соглашения о безвозмездном предоставлении в пользование координационных советов оборудованных помещений и средств связи, а также о компенсации затрат на проведение совместных мероприятий в рамках Соглашений, о доплатах председателям советов.

Учитывая важность работы координационных советов организаций профсоюзов в муниципальных образованиях области, областным Профобъединением запущен пилотный проект по избранию освобожденного председателя координационного совета в Старооскольском городском округе. Профсоюзы надеются, что совместная деятельность координационных советов и органов власти в муниципальных образованиях, будет способствовать решению всех социально-трудовых проблем, возникающих на местах.

 

Первичные профорганизации

 

Взаимодействие первичных профсоюзных организаций с  работодателями и органами власти различного уровня, заключение коллективных договоров на предприятиях и влияние на их содержание трехсторонних Соглашений – важное направление работы областного Профобъединения.

Ключевую роль в защите интересов наёмных работников играют коллективные договоры организаций. И их роль в нынешних условиях только возрастает,  так как коллективными договорами закрепляются конкретные обязательства работодателей, связанные с оплатой труда, обеспечением занятости, охраной труда и другими вопросами, имеющими жизненно важное  значение для работников.

Стопроцентный охват колдоговорами наблюдается в организациях и на предприятиях здравоохранения, лесных отраслей, потребкооперации.

Процент охвата коллективными договорами превышает средний процент по области (99,4%), т.е. свыше 99,0% – в горно-металлургической отрасли, «Электропрофсоюзе», профсоюзных организациях жизнеобеспечения, культуры, народного образования и науки.

Кроме вопросов оплаты и условий труда, в большинстве коллективных договоров работодатели и профсоюзы, исходя из финансовых возможностей организации, определяют размеры льгот и гарантий сверх установленных действующим законодательством и Соглашениями (например, льготное питание, санаторно-курортное лечение, служебный транспорт, выплата пособий при уходе на пенсию, в армию, при рождении ребенка, в случае смерти близкого родственника и др.).

Как положительный результат взаимодействия, можно отметить практику заключения наряду с действующими коллективными договорами дополнительных Соглашений между работодателями и первичными профсоюзными организациями предприятий о совместных мерах, направленных на обеспечение социально-экономической стабильности в условиях экономического кризиса.

Это  такие предприятия горно-металлургического комплекс и группы компаний «ЖБИ-3». Данными Соглашениями предусматривается ряд мер и обязательств, позволяющих при спаде производства сохранить рабочие места в максимально возможном объеме, используя для этого все законодательно разрешенные меры, не допускать роста социальной напряженности.

Ярким примером плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества профсоюзной организации и работодателя может быть Старооскольский завод автотракторного электрооборудования.

Профсоюзная организация завода при заключении нового коллективного договора в усовиях финансово-экономического кризиса поставила перед собой основные задачи:

-     сохранение работоспособных трудовых коллективов в подразделениях и их профорганизаций, при этом не допустить снижение уровня профсоюзного членства;

- обеспечение приемлемого уровня заработной платы, своевременной ее выплаты, недопущение нарушений работодателем норм   трудового законодательства,   строгое   выполнение установленных гарантий работникам и профорганизации в целом;

-     недопущение внесения в коллективный договор необоснованных изменений, ухудшающих его содержание.

Следует отмстить, что во вновь принятом коллективном договоре все обязательства раздела «Социальные льготы» были сохранены, не «экономили» и на мероприятиях по охране труда, средствах индивидуальной защиты, доплатах и дополнительных отпусках за вредность. А обязательства для молодежи были впервые выделены в отдельный раздел и даже дополнены новыми положениями.

Коллективный договор подписан, следующий этап -  контроль за его исполнением всеми сторонами.

Большую роль для подготовки и согласования коллективных договоров на уровне предприятий играют стандарты, которые определены в трехсторонних Соглашениях - отраслевых, региональных. Поэтому при их заключении социальные
партнеры тоже обязаны учитывать резко изменившиеся экономические условия и, самое главное, обратить особое внимание на обязательность выполнения  этих Соглашений.  Есть хорошие  законы, но они бесполезны, если не работают безусловно!    

 В этой связи  правительству области и областному  объединению профсоюзов необходимо усилить контроль за соблюдением всех без исключения социальных стандартов, принятых региональными Соглашениями и законами, а также принимать незамедлительные меры в случае их нарушения предприятиями и организациями области.

                                                  

Взаимодействие Профобъединения с политической партией «Единая Россия»

 

Решению задач по защите социально-трудовых прав работников способствует Соглашение о сотрудничестве, заключенное Профобъединением с Белгородским региональным отделением Всероссийской политической Партии «Единая Россия»  14 мая 2007 г.

В Соглашении стороны договорились совместно добиваться от вышестоящих и местных органов власти принятия системы мер по решению злободневных социальных вопросов жизни и деятельности белгородцев. Одно из ключевых обязательств –  повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума – уже выполнено.

2008 год ознаменовался динамичными политическими процессами: выборами Президента Российской Федерации. Участие профсоюзов области в этой кампании осуществлялось в соответствии с программным документом ФНПР «За достойный труд», где указывалось, что предвыборный период «требует от профсоюзов последовательной реализации своих программных целей и консолидированного поведения». В преддверии состоявшихся 2 марта 2008 г. выборов Президента РФ,  члены Совета Профобъединения, председатели обкомов, профкомов, координационные советы вели соответствующую работу по поддержке кандидатуры Д.А. Медведева, организовывали встречи с трудовыми коллективами для разъяснения сути его социально-экономической программы, взаимодействовали с предвыборными штабами и общественными приемными, участвовали в организации и проведении различных агитационных акций.

Примером сотрудничества Всероссийской политической партии «Единая Россия» и «Общероссийского профсоюза работников связи РФ» является  подписание Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии. В целях реализации данного Соглашения председатель ЦК Общероссийского профсоюза работников связи обратился к Председателю партии В.В. Путину с просьбой оказать содействие при решении вопроса о сохранении тарифа на доставку пенсий и пособий в 2010 году на прежнем уровне. Областной комитет профсоюза присоединился к данному обращению. По данному вопросу проведена большая работа областным Профобъединением совместно с обкомом профсоюза работников связи и правительством области. Исполком областного Профобъединения, Координационные советы  направили  письмо-обращение депутатам Государственной  Думы РФ по поддержке почтовиков области и России.

Деятельность профсоюзов области в решении вопросов защиты прав трудящихся могла бы быть более эффективной, если бы Профобъединению удалось добиться максимального избрания   профработников и активистов в законодательные и представительные органы власти. Профсоюзам нельзя бездействовать в период проведения избирательных кампаний, активно выдвигать своих активистов кандидатами  в депутаты всех уровней.

Необходимо ввести в практику работы профорганизаций регулярное заслушивание  профсоюзных депутатов на собраниях, совещаниях профактива, заседаниях профорганов о выполнении ими своих обязательств. Это послужило бы более широкому информированию рядовых членов профсоюзов о деятельности законодательной и представительной власти области, повлияло бы на повышение активности избирателей при проведении выборов.

В области молодежной политики

 

Уважаемые члены Совета!

 

          Мой доклад был бы не полным, если бы я не коснулся организации работы с молодежью  в тесном контакте с властью и работодателями.  

 

Для организационного укрепления профсоюзного движения области решающее значение имеет вовлечение в его ряды работающей и учащейся молодежи, активное решение её проблем, насущных жизненных вопросов.

Решая эти задачи, областное Профобъединение опирается на стратегию государственной молодежной политики в Белгородской области, Концепцию молодежной политики ФНПР.

За последние 3 года работа с молодежью значительно активизировалась. Разработано и утверждено Положение о Молодежном совете областного Профобъединения, избран его состав, руководящие органы, разработаны рекомендации по улучшению работы с молодежью. Работа молодежного совета ежегодно планируется, в штат областного Профобъединения принят специалист по работе с молодежью. Проведен первый областной профсоюзный форум молодежи.

Молодежный совет взаимодействует с управлением по делам молодежи Белгородской области, с которым 10 ноября 2009 года подписано Соглашение о сотрудничестве, организуются совместные  мероприятия.

Вопрос реализации молодежной политики ежегодно рассматривается на заседаниях  Исполкома Профобъединения.

Для молодежи создан информационный ресурс в сети Интернет. Ежегодно организуется обучение молодых профактивистов    с применением новых форм учебного процесса. Приобретены методические материалы по организации обучения молодежного профсоюзного актива для всех обкомов отраслевых профсоюзов.

Участие молодежи в коллективных акциях профсоюзов особенно актуально. Данные мероприятия способствуют сплочению молодежи, проявлению её энтузиазма и творчества, задора и  оптимизма в достижении поставленных целей.

Важно участие молодежи в акциях, направленных на пропаганду здорового  образа жизни ( Пример: в текущем году были акции  «Солнце в твоих руках», «Папа, мама, я – спортивная семья» и другие).

Радует, что наши молодые профсоюзные лидеры участвуют и побеждают в конкурсах не только Центрального федерального округа, но и  Всероссийских. Яркий пример – победа Анны Левкуша в отраслевом конкурсе «Студенческий  лидер»- 1-е место по ЦФО, 2-е – по России.

 Получает распространение практика продвижения молодежи в коллегиальные профсоюзные органы, в состав постоянных комиссий, рабочих групп, в списки резерва кадров. Председатель Молодежного совета БОООП Андрей Никитский постоянно приглашается на заседания Исполкома и Совета областного Профобъединения, является представителем областного Профобъединения в Общественной палате Белгородской области. Представитель студенческой молодежи – Анна Стрелец - является членом Совета областного Профобъединения.

О работе областных комитетов профсоюзов, координационных советов, первичных профорганизаций в данном направлении уже говорилось выше. Но надо отметить, что эта работа не везде ведется систематически и постоянно. Есть примеры пассивного восприятия молодежных проблем, а значит и будущего профсоюзов области.

Поэтому, говоря о том, что будущее профсоюзов – за молодежью, мы не должны считать данное выражение только лозунгом. Надо более активно подкреплять его конкретными делами.

Президент России Д.А. Медведев в своей статье «Россия, вперёд!» пишет «Мы будем объяснять нашей молодежи, что важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, которых нет у других, интеллектуальное превосходство, умение создавать вещи, нужные людям». Профсоюзы солидарны в этом с Президентом страны.

 

 Уважаемые члены Совета! Наши социальные партнеры!

В заключение хотелось бы сказать, что для профсоюзов Белгородчины приоритетными направлениями работы должны стать стратегические задачи, обозначенные в Послании Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева, в программных документах губернатора области  Евгения Степановича Савченко, решениях VI съезда ФНПР, XX отчетно-выборной конференции областного Профобъединения. Только в тесном контакте с властью и работодателями, следуя основным принципам социального партнерства,  мы сможем достойно защищать социально-трудовые интересы человека труда.



Правовая защита профсоюзов