3D панорама
виртуального музея Белгородского областного объединения организаций профсоюзов


Профсоюзные санатории «Первое Мая», «Красная поляна» и «Дубравушка» приглашают на отдых и лечение. т.27-45-00

АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ:

НОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТАДАТЕЛЯ



С 1 сентября 2008 года вступил в силу новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 года №.569).


Новый порядок проведения аттестации существенно отличается от того, который действовал ранее.
Например, более простым стало оформление результатов аттестации, введены новые оценочные показатели наличия и эффективности действия средств индивидуальной защиты, более четко прописаны положения по оценке факторов производственной среды, трудового процесса и определения возможного проявления рисковых ситуаций; изменился принцип формирования результатов аттестации.
Новый порядок вводит новое требование к формированию аттестационной комиссии — «как правило, из специалистов, прошедших специальную подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда».
В соответствии пунктом 46 Порядка после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права):

  • перечень рабочих мест (приложение №1 к Порядку);
  • ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение №6 к Порядку);
  • сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение №7 к Порядку);
  • иную информацию согласно приложению №10 к Порядку.

Не направление работодателем указанных материалов в государственную инспекцию труда является нарушением законодательства, наказание за которое предусмотрено статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях. Штраф составляет до 50 тысяч рублей для организаций и до 5 тысяч рублей для должностных лиц.
При аттестации рабочих мест по условиям труда производятся оценка вредных и опасных факторов на производстве и определение мер по их максимальному устранению. В статье 212 Трудового кодекса РФ сказано, что работодатель обязан за свой счет обеспечить аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Получается, что по ТК РФ оба мероприятия обязательны.
Однако по Закону "О техническом регулировании" обязательной сертификации подлежит только продукция, но не работы и услуги. Поэтому некоторые специалисты считают, что в отличие от обязательной аттестации рабочих мест сертификация организации работ по охране труда - дело добровольное.
Раньше работодатели должны были руководствоваться Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест, утвержденным постановлением Минтруда России от 14.03.1997 N 12. В этом документе дотошно перечислялись ГОСТы, СанПиНы и прочие нормативы, на соответствие которым производится проверка рабочих мест.
Таким образом, цель нового Порядка выявить вредные и (или) опасные производственные факторы и осуществить мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Новый Порядок установил правила аттестации нестационарных рабочих мест (сантехников, электриков, строительных рабочих и др.). Разрешено не мучить аттестующих проверкой вредных факторов на "рабочих местах" пожарных, спасателей и т.п.
В Порядке прописана процедура проведения гигиенической оценки условий труда (инструментальных измерений вредных факторов), оценки травмобезопасности (проверки оборудования, зданий, помещений, оснастки и т.п.) и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Процедура завершается оценкой фактического состояния условий труда на рабочих местах - присвоением класса условий труда. Если присвоен класс 4 (опасный), то от работодателя требуется срочная разработка мер по совершенствованию охраны труда на этом рабочем месте.
Следует иметь в виду, что проведение аттестации не менее 30 процентов рабочих мест позволяет работодателю рассчитывать на скидку к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев. Максимальный размер скидки - 40 процентов страхового тарифа (см. постановления правительства РФ от 06.09.2001 N 652 и ФСС РФ от 05.02.2002 N 11).
В Порядке рекомендовано включать в аттестационную комиссию представителей сторонних аттестующих организаций на паритетной основе. Порядком предусмотрено, что замеры можно производить на 20 процентов (но не менее 2) рабочих мест, а потом распространить их результаты на аналогичные рабочие места.
При проведении аттестации имеет смысл сотрудничать именно с фирмами (лабораториями), получившими аккредитацию в системе сертификации охраны труда. Во-первых, в этом случае будет легче (без платных перепроверок) пройти последующую сертификацию.
А во-вторых, копия договора с аккредитованной организацией прилагается к заявлению работодателя на получение финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников. Правила такого финансирования в 2008 году и в плановый период 2009 - 2010 гг. утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.01.2008 N 43н. Заявление о финансировании нужно подать в орган ФСС РФ по месту своей регистрации до 1 августа текущего календарного года. Отчетность по расходованию таких средств -ежеквартальная. Общая максимальная сумма финансирования (экономии) - 20 процентов от суммы страховых взносов на "несчастное" страхование, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных за счет этих взносов в том же году.
Плательщики налога на прибыль могут учитывать расходы на аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). "Упрощенцы" для учета таких расходов могут с некоторой натяжкой использовать пп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ из ограниченного перечня "упрощенных" расходов. В этом подпункте упомянуты расходы на подтверждение соответствия объектов требованиям технических регламентов, стандартов. Кроме того, "упрощенцы" вправе учитывать материальные расходы по правилам главы 25 НК РФ (пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ). А в главе 25 НК РФ перечень материальных расходов плательщиков налога на прибыль открытый. К тому же в пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ упомянуты материальные расходы на приобретение услуг производственного характера, к которым относятся в том числе контроль за соблюдением установленных технологических процессов и другие подобные работы.
С результатами аттестации связаны "вредные" компенсации, дополнительные оплачиваемые отпуска, сокращенный рабочий день, бесплатное молоко (или его денежная "замена") и лечебно-профилактическое питание, медосмотры "за счет фирмы" и т.д. Помимо того, что расходы по охране труда признаются для налога на прибыль, по указанным выплатам работникам еще предоставляются льготы по ЕСН и НДФЛ.
Налоговики вправе перепроверить для целей налогового контроля результаты аттестации рабочих мест с привлечением госэкспертизы (письмо Минфина РФ от 04.07.2007N 03-04-06-01/211).

Приказ от 31 августа 2007 г. N 569 "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда"



Правовая защита профсоюзов