3D панорама
виртуального музея Белгородского областного объединения организаций профсоюзов


Открыта горячая линия для работников предпенсионного возраста. Тел. 8(4722) 318-221

Направления деятельности

Рекомендации разработаны директором Зонального учебно-методического центра профсоюзов Санкт-Петербурга А.В.Симагиным
ШКОЛА ПРОФСОЮЗНОГО АКТИВА


Пособие представляет собой системное изложение программы и рекомендаций по организации обучения профсоюзного актива. Адресовано организаторам и преподавателям школ профсоюзного актива. Представленные материалы носят рекомендательный характер и могут служить основой для разработки собственных планов и программ обучения.

«Школа профсоюзного актива» - это прошедшая проверку временем эффективная форма организации обучения в профсоюзах. Она позволяет охватить обучением широкий актив профсоюзных организаций различного уровня, гибко подойти к тематике занятий. Настоящие рекомендации ставят целью оказать методическую помощь в организации работы «Школы профактива». Все представленные материалы носят рекомендательный характер. Они могут быть изменены и доработаны с учётом специфики и возможностей каждой профсоюзной организации. Их можно также использоваться в качестве основы для разработки собственных вариантов организации работы «Школы профсоюзного актива» и программ обучения в ней. Рекомендации предполагают, что деятельность первичной профсоюзной организации не ограничивается лишь работой председателя и даже профкома. В ней действительно существует актив, работающий с членами профсоюза и выполняющий самые разнообразные поручения. При этом обучению актива уделяется серьёзное внимание, оно носит системный характер. В данном случае мы рассматриваем организацию «Школы профактива» как форму работы выборного профсоюзного органа со своими активистами.
Разумеется «Школу профсоюзного актива» нельзя рассматривать как единственную форму обучения. Ее' целесообразно дополнять другими видами профсоюзного образования, например, обучением на специальных семинарах в учебном центре или территориальной организации профсоюза в зависимости от конкретного поручения или направления работы. Нельзя игнорировать и такой способ получения знаний как самообразование, для чего также требуются соответствующие условия, например, наличие методических пособий.
В любом случае занятия в «Школе профсоюзного актива» при условии грамотной организации её работы станут важным элементом профсоюзного образования и, несомненно, будут способствовать повышению качества и эффективности в деятельности первичной профсоюзной организации и территориальной организации профсоюза. В этом и состоит смысл настоящих рекомендаций.


Примерное положение о «Школе профсоюзного актива»
Общие положения
1.1. «Школа профсоюзного актива» - форма организации обучения в профессиональных союзах.
1.2. «Школа профсоюзного актива» первичной профсоюзной организации создаётся по решению её выборного органа (профкома), в территориальной организации профсоюза - по решению руководящего органа этой организации.
1.3. Цель «Школы профсоюзного актива» - проведение системного обучения профсоюзного актива предприятий (организаций), знакомство его с историей и современным состоянием профсоюзного движения, основами профсоюзной работы, ролью и значением профсоюзов в формировании системы социального партнёрства и защите социально-трудовых прав работников.
3.1. Слушателями «Школы профсоюзного актива» могут быть члены профкома, члены постоянных комиссий профкома, профсоюзные активисты, выполняющие постоянные и разовые поручения, резерв профсоюзных кадров, профгруппорги, председатели цехкомов, а также штатные работники аппарата территориальных организаций профсоюза.

Организация работы «Школы профсоюзного актива»
1.1. «Школа профсоюзного актива» работает под руководством профкома (в первичной профсоюзной организации) или руководящего органа территориальной профсоюзной организации.
1.2. Для непосредственного руководства работой «Школы профсоюзного актива» назначается ответственный член профсоюзного комитета или руководящего органа территориальной профсоюзной организации. Организация работы «Школы
профсоюзного актива» является постоянным профсоюзным поручением.
1.3. Организация работы «Школы профсоюзного актива» осуществляется на основе рекомендаций вышестоящих профсоюзных органов, методических советов, а также в тесном взаимодействии с учебным центром территориального объединения профсоюзов (при его наличии).
1.4. Работа «Школы профсоюзного актива» может быть предметом коллективно-договорного регулирования между профкомом и работодателем предприятия (организации).
1.5. Занятия в «Школе профсоюзного актива» проводятся в соответствии с учебным планом и программой, утверждённой профкомом или руководящим органом территориальной организации профсоюза.
1.6. Место и время проведения занятий, их начало и окончание, периодичность определяются профкомом (руководящим органом территориальной организации профсоюза) в соответствии с утверждённым учебным планом и спецификой предприятия.
1.7. Финансирование работы «Школы профсоюзного актива» осуществляется в соответствии со сметой профкома (руководящего органа территориальной профсоюзной организации) из статьи «Подготовка кадров».
1.8. Преподавателями «Школы профсоюзного актива» могут быть специалисты территориальной организации профсоюза, аппарата территориального объединения профсоюзов, а также преподаватели, рекомендованные учебным центром профсоюзов.
1.9. По окончании курса обучения в «Школе профсоюзного актива» слушателям выдаётся свидетельство (удостоверение), утверждённое профсоюзным комитетом (руководящим органом территориальной организации профсоюза).
1.10. Итоги работы «Школы профсоюзного актива» рассматриваются на заседании профкома (руководящего органа территориальной организации профсоюза).


Рекомендации и организатору «Школы профсоюзного актива»
Успех в работе «Школы профсоюзного актива» обеспечивается тщательной подготовкой. Прежде всего, организатору необходимо познакомиться с нормативными документами, регулирующими ее" работу. Желательно завести специальную папку «Школа профсоюзного актива», в которой будут находиться все материалы, посвящённые организации её работы. Это может быть решение профкома об организации работы «Школы», «Положение», учебный план и программа, список слушателей, преподавателей, журнал учёта посещаемости занятий, образец итогового документа и др. Список слушателей может включать такие данные как Ф.И.О., возраст, место работы (отдел, цех), номер телефона, профсоюзное поручение. В списке преподавателей должна содержаться тема занятия, которое он проводит, место его основной работы, учёная степень, телефон. До начала работы «Школы» желательно подготовить образец удостоверения и утвердить его на заседании профкома.
Принципиально важно согласовать вопрос о работе «Школы» с администрацией. Желательно, чтобы сам факт и условия работы «Школы профсоюзного актива» были определены и зафиксированы в коллективном договоре. Занятия могут проходить как в рабочее время, так и вне его. Нежелательно проводить занятия «Школы профактива» в обеденный перерыв. Если с администрацией достигнута договорённость о проведении занятий в рабочее время, организатор должен поставить в известность непосредственных руководителей слушателей о такой договорённости. Занятия целесообразно проводить с периодичностью один раз в две недели или один раз в месяц. Важно не допускать длительных перерывов, так как в этом случае нарушается системность получения знаний. Продолжительность одного занятия может быть два или три академических часа.
Важное значение имеет место проведения занятий. Их желательно проводить в помещении профсоюзного комитета. Если занятия проводятся вне рабочее время, можно использовать помещения территориальной организации профсоюза или учебного центра. В любом случае место проведения занятий необходимо соответствующим образом оформить. Здесь должна быть доска или флипп-чарт, бумага, фломастеры, проектор и пр.
Состав слушателей «Школы» должен быть постоянным. Оптимальное количество слушателей 15 - 20 человек. Перед началом работы «Школы профсоюзного актива» необходимо познакомить преподавателей с контингентом слушателей. Желательно также обсудить с ними вопрос о возможных раздаточных материалах. Но не следует перегружать ими занятия, слушатели должны вести конспект. По темам занятий можно заранее подготовить методические пособия.
Слушателей необходимо обеспечить блокнотами, авторучками и другими канцелярскими принадлежностями. Очень неплохо, если они будут специально оформлены для «Школы профсоюзного актива» и станут элементом корпоративного стиля профсоюзной организации.
Информацию о начале работы «Школы» и последующих занятиях целесообразно отражать на стенде профкома. Это необходимо делать с целью знакомства всего коллектива с тематикой занятий и самим фактом работы «Школы профсоюзного актива». Открытие занятий желательно сделать более или менее торжественным. Можно пригласить на открытие представителя территориальной организации профсоюза, учебного центра, представителей работодателя. При открытии необходимо познакомить слушателей с целями и задачами «Школы», составом преподавателей, учебным планом и программой, порядком прохождения обучения. Для решения текущих задач (информации об очередном занятии, учёта посещаемости и др.) на первом занятии целесообразно выбрать старосту учебной группы.
При непосредственном проведении занятий важно выдержать логику подачи материала, определённую программой и учебным планом. Работа «Школы профсоюзного актива» должна найти освещение в информационных материалах профсоюзной организации. Завершить работу «Школы» целесообразно круглым столом, на котором предложить слушателям высказать свое мнение об итогах обучения. По окончании занятий вместе с итоговым документом выпускникам можно вручить памятные сувениры. Необходимо также отметить работу преподавателей.
Системный подход, высокий уровень проведения занятий, внимание к деталям организации непременно обеспечат успех и высокие отзывы слушателей. В конечном итоге работа «Школы профсоюзного актива» будет способствовать лучшему пониманию целей и задач профсоюзной организации, более высокому качеству всей профсоюзной работы.
Состав слушателей «Школы» должен быть постоянным. Оптимальное количество слушателей 15 - 20 человек. Перед началом работы «Школы профсоюзного актива» необходимо познакомить преподавателей с контингентом слушателей. Желательно также обсудить с ними вопрос о возможных раздаточных материалах. Но не следует перегружать ими занятия, слушатели должны вести конспект. По темам занятий можно заранее подготовить методические пособия.
Слушателей необходимо обеспечить блокнотами, авторучками и другими канцелярскими принадлежностями. Очень неплохо, если они будут специально оформлены для «Школы профсоюзного актива» и станут элементом корпоративного стиля профсоюзной организации.
Информацию о начале работы «Школы» и последующих занятиях целесообразно отражать на стенде профкома. Это необходимо делать с целью знакомства всего коллектива с тематикой занятий и самим фактом работы «Школы профсоюзного актива». Открытие занятий желательно сделать более или менее торжественным. Можно пригласить на открытие представителя территориальной организации профсоюза, учебного центра, представителей работодателя. При открытии необходимо познакомить слушателей с целями и задачами «Школы», составом преподавателей, учебным планом и программой, порядком прохождения обучения. Для решения текущих задач (информации об очередном занятии, учёта посещаемости и др.) на первом занятии целесообразно выбрать старосту учебной группы.
При непосредственном проведении занятий важно выдержать логику подачи материала, определённую программой и учебным планом. Работа «Школы профсоюзного актива» должна найти освещение в информационных материалах профсоюзной организации. Завершить работу «Школы» целесообразно круглым столом, на котором предложить слушателям высказать свое мнение об итогах обучения. По окончании занятий вместе с итоговым документом выпускникам можно вручить памятные сувениры. Необходимо также отметить работу преподавателей,
Системный подход, высокий уровень проведения занятий, внимание к деталям организации непременно обеспечат успех и высокие отзывы слушателей. В конечном итоге работа «Школы профсоюзного актива» будет способствовать лучшему пониманию целей и задач профсоюзной организации, более высокому качеству всей профсоюзной работы.

Содержание программы «Школы профсоюзного актива»
Тема 1. История профсоюзного движения за рубежом и в России.
Исторические предпосылки возникновения профессиональных союзов. История становления зарубежных профсоюзов. Особенности возникновения профсоюзов в России. Основные исторические этапы развития российского профсоюзного движения. Особенности деятельности профессиональных союзов в СССР. Становление Федерации независимых профсоюзов России. Исторические уроки профсоюзного движения.
Литература: 1. История профсоюзов России. Этапы, события,
люди. М., 1999. 2. Лобок Д.В. Возникновение и развитие
профсоюзного движения за рубежом (18 - начало 19 вв.). СПб,
ЗУМЦ, 2006. 3. Лобок Д.В., Морозов В.Б. Предпосылки и
особенности возникновения профсоюзов в России. СПб., ЗУМЦ, 2006.
4. Лобок Д.В. Исторический опыт защиты профсоюзами
социально-экономических и трудовых прав наёмных, работников
(конец 18 19 вв.). СПб., ЗУМЦ, 2006. 5. Носач В.И. Профессиональные союзы России (1905 - 1930 гг.) СПб., 2001. 6. Основы профсоюзного движения. История профсоюзов России. Хрестоматия. М., АТ и СО, 2005. 7. Профсоюзы России: современный этап. 1990 - 2005 годы. М., АТ и СО, 2005. 8, Профсоюзы России: история и современный этап развития. Материалы проблемного семинара организаторов и преподавателей системы профсоюзного образования ФНПР 7-9 сентября 2004. М., АТ и СО, 2004.
Тема 2. Организационная структура российского профсоюзного движения.
Основные направления деятельности профсоюзов в современных условиях. Организационное строение российских профсоюзов. Уставные документы профессиональных союзов России. Отраслевые профсоюзы - их функции и задачи. Территориальные объединения профессиональных союзов. Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области - структура и функции. Координационные советы профсоюзов. Первичные профсоюзные организации. Члены профсоюза как центральный элемент профсоюзной структуры. Проблемы организационного укрепления профсоюзного движения России.
Литература: 1, Башмаков В.И. Статус и функции современных
российских профсоюзов (учебно-методические рекомендации). М., АТ
и СО, 2003. 2, Бухвалов В.П. Взаимоотношения структурных звеньев
профсоюзов. Профсоюзы России. Состояние, перспективы развития.
Материалы итоговой конференции слушателей проблемного
семинара руководителей общероссийских профсоюзов. Январь
декабрь 2000 года. М., АТ и СО, 2000. 3. Крестьянином А.Н.
Организационное укрепление профсоюзов: приоритетные
направления. Металлург. 2003, № 6. 4. Модернизация профсоюза:
подходы, планирование и осуществление. М., 2007. 5. Основы
профсоюзного движения. История профсоюзов России.
Хрестоматия. М., АТ и СО, 2005. 6.Организация профсоюзной
работы: настольная книга профработника и активиста. М., АТ и
СО, 2005. 7. Постановление Генерального совета ФНПР от 18
февраля 2004 года «О Примерном уставе общероссийского
профсоюза» и «Типовом уставе территориального объединения
организаций профсоюзов». 8. Приоритетные направления деятельности профсоюзов в современных, условиях. Учебно-
методический комплекс повышения квалификации председателей
профсоюзных комитетов. Ч. 3. М., АТ и СО, 2002. 9. Профсоюзы
России: история и современный этап развития. Материалы
проблемного семинара организаторов и преподавателей системы
профсоюзного образования ФНПР 7-9 сентября 2004. М., АТ и СО,
2004. 10. Типовое положение о координационном совете организаций профсоюзов - представительстве территориального объединения профсоюзов в муниципальном образовании. СПб., ЗУМЦ, 2008. 11. Устав Федерации независимых профсоюзов России. СПб, ЗУМЦ, 2002. 12. Фролова Т.Л. Основные проблемы организационного укрепления профсоюзного движения России. Библиотечка профсоюзного актива и предпринимателей. 2004, № 2, 13. Шмаков М.В. Профсоюзное движение России. Состояние.
Проблемы. Перспективы. Труд и социальные отношения. 2003, № 1. 14. Шестой съезд Федерации независимых профсоюзов России. 14 - 16 ноября 2006 года. (Стенографический отчёт). М., 2006.
Тема 3. Международное профсоюзное движение на современном этапе.
Организационное строение зарубежных профсоюзов. Международные организации профсоюзов. МОТ и её роль в развитии профсоюзного движения. Международный опыт защиты профсоюзами социально-трудовых прав наёмных работников. Особенности международного профсоюзного движения в условиях глобализации экономики. Российские профсоюзы в международном профсоюзном движении. Перспективы развития мирового профсоюзного движения.
Литература: 1. Давидюк Т.Г. Профсоюзное движение: история, теория, практика. Минск, МИТСО, 1999. 2. Костин Л.А. Профсоюзы России и Международная организация труда. М., АТ и СО, 2004. 3. Мартене М. Организационное развитие профсоюзов и их стратегия управления. Учебное пособие для профсоюзных работников. М., 1998. 4. Можаев В.Е. Как работают профсоюзы за рубежом. М., Профиздат, 1993. 5. Профсоюзы в условиях глобализации. «Справочник председателя профкома», 2008, № 24. 6. Создан всемирный профцентр. Информационный бюллетень Международного объединения профсоюзов трудящихся горно¬металлургической промышленности. 2007, № 1. 7. Шмаков М.В, Я считаю, что будущее у ВКП есть. Профсоюзы, 2004, № 3.
Тема 4. Правовые основы и гарантии деятельности профсоюзов.
Нормы международного права о правовом статусе профсоюзов.
Регулирование деятельности профсоюзов российским
законодательством. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Правовые гарантии деятельности первичных профсоюзных организаций. Социальные гарантии профсоюзным работникам. Члены профсоюза, их права и обязанности.
Литература: 1. Закон Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» с постатейными комментариями. М., АТиСО, 2002. 2. Илясова Ю.П. Об учёте мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. СПб., ЗУМЦ,2008. 3. Крылов К.Д. Законодательство России о профессиональных союзах: права и гарантии деятельности (Основные законодательные акты), М, Профиздат, 1996. 4. Нормы международного права в деятельности профессиональных союзов. СПб., ЗУМЦ, 2008. 5. Рыбакова Е.Л., Никитина И.В. Учёт мнения выборного профсоюзного органа и гарантии профсоюзным работникам. Трудовое право. 2003, № 1. 6. Сенников Н.М. Краткий комментарий к федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». СПб., ЗУМЦ, 2007. 7. Сенников Н.М. Профсоюзное право. М., 2004. 8. Федеральный закон РФ «О профессиональных союзах их правах и гарантиях деятельности. 9. Федеральный закон РФ «Об общественных организациях».
Тема 5. Профессиональные союзы как субъект социального партнёрства.
Модели трудовых отношений. Социально-партнёрская модель трудовых отношений. Система, формы и принципы социального партнёрства. Профсоюзы как субъект социального партнёрства. Работодатели и государство как социальные партнёры профессиональных союзов. Понятие представительства. Профсоюзы как представители интересов работников. Профсоюзы в системе защиты социально-трудовых прав работников.
Литература: 1. Башмаков В.И. Профсоюзы в системе социального партнёрства. М., АТ и СО, 2003. 2. Буданова М.А., Гостенина В.И. Социальное партнёрство в системе трудовых отношений. М., «Прометей» МПГУ, 2003. 3. Васильев В.А. Социально-трудовые отношения: теория и практика. Трудовое право. 2005, № 3. 4. Защита профессиональными союзами трудовых прав работников. М., Профиздат, 2004. 4. Киселёв В.Н., Смолъков В.Г. Социальное партнёрство в России: специфика и основные проблемы становления в период рыночных реформ. М., Экономика, 2002. 5. Лопуха А.Д., Зельцер И.М. Трудовые отношения: история, теория и современная практика. Новосибирск, 2002. 6. Макаров Е.И. Трудовые отношения и профессиональные союзы. СПб., СПбГУП, 1998. 7. На пути к социальному партнёрству. Развитие социально-трудовых отношений в современной России: от административно-командного управления к трёхстороннему сотрудничеству. М., 1993. 8. Пул М. Индустриальные и трудовые отношения. Управление человеческими ресурсами. СПб., Питер, 2002, 9. Саленко В.Я. Важнейший механизм построения социального государства. Труд и социальные отношения, 2002, № 3. 10. Смольков В.Г., Магомедов К.О., Чугрин С.И. Социальное партнёрство в России. М., «Граффити-АС», 2000. 11. Таранта И.В. Защита трудовых прав и законных интересов работников первичными профсоюзными организациями. СПб., ЗУМЦ, 2008. 12. Трудовой кодекс РФ. 13. Хаммер Т.Х. Индустриальная демократия. Управление человеческими ресурсами. СПб., Питер, 2002. 14. Шудус А.А. Социальное партнёрство в России: модель и перспективы развития. Труд и социальные отношения. 2007, № 1. 15. Щеглова С.Н. Социальное партнёрство в сфере труда. Библиотечка профсоюзного актива. 2002, № 12.
Тема 6. Профессиональные союзы и современное общество.
Характеристика современного общества. Профсоюзы как социальный институт. Роль профсоюзов в социальном государстве. Профсоюзы и политика. Понятие и структура гражданского общества. Роль профсоюзов в становлении и развитии гражданского общества. Возможности гражданского общества в деятельности профсоюзов. Профсоюзы как институт современной демократии.
Литература: 1. Адаме Р, Профсоюзы. Управление человеческими ресурсами. СПб., Питер, 2002. 2. Азбука профсоюзника: Профсоюзы в обществе. Ч.3 Брюссель, МКСП, 1993. 3. Алексеев П.В. Социальная философия. М., ТК Велби, 2004. 4. Барулин В.С. Социальная философия. М., ФАИР-ПРЕСС, 2002. 5. Башмаков В.И. Профсоюзы как социальный институт. М, ГУУ, 2001. 6. Башмаков В.И. Статус и функции современных российских профсоюзов (учебно-методические рекомендации). М., АТ и СО, 2003. 7. Гражданское общество и профсоюзы. Сборник. М., АТ и СО, 2006. 8. Запесоцкий А.С. Профсоюзы как институт гражданского общества в России. СПб., СПГУП, 2006. 9. Крапивенский С.Э. Социальная философия, М., ВЛАДОС, 2003. 10. Профсоюзное пространство современной России. М., ИСИТО, 2001. И. ШулусА.А. Профсоюзы и гражданское общество. Роль профсоюзов в становлении гражданского общества в России: материалы международной научно-практической конференции, 9 ноября 2006 года. СПб., Изд-во СПбГУП, 2007. 12. Фролова Т.Л. Место профсоюзов в российском обществе. Как оно меняется сегодня. Труд и социальные отношения. 2001. Спецвыпуск. 13. Фролова Т.Д. Профсоюзы и партии: сотрудничество или взаимоотталкивание? Труд и социальные отношения. 2001. Спецвыпуск. 14. Шестой съезд Федерации независимых профсоюзов России. 14 - 16 ноября 2006 года. (Стенографический отчёт), М., 2006.
Тема 7. Коллективные действия профсоюзов.
Исторический опыт организации профсоюзами коллективных действий. Характеристика коллективных действий профессиональных союзов. Забастовка как форма коллективной защиты социально-экономических прав наёмных работников. Технологии организации массовых коллективных действий профессиональных союзов. Информационная поддержка коллективных действий. Солидарность как необходимое условие успешных коллективных действий. Международная солидарность профессиональных союзов. Особенности коллективных действий в условиях первичной профсоюзной организации.
Литература: 1. Булавка Л.А. Нонконформизм. Социокультурный портрет рабочего протеста в современной России. М., 2004. 2. Буцукин В.Н., Демидова С.Е. Профсоюзные акции: цели, формы, методы. М., УИЦМФП, 1999. 3. Всё о забастовках. М., Профиздат, 1997. 4. Забастовки. Зарубежный и отечественный опыт. М., АТ и СО, 1998. 5. Максимов Б.И. Рабочие в реформируемой России. СПб., Наука, 2004. 6. Профсоюзные акции: цели, формы, методы. Социальное партнёрство в Москве. М., УИЦ МФП, 1999. 7. Профсоюзы России: современный этап. 1999 - 2005 годы. М., АТ и СО, 2005. 8. Солидарность в профсоюзном движении. Вчера и сегодня. М., Институт профсоюзного движения АТ и СО, 2006.
Тема 8. Содержание и специфика профсоюзной работы.
Профсоюзная работа как особый вид деятельности. Психологические особенности профсоюзной работы. Современные методы организации профсоюзной работы. Профком как самообучающаяся организация. Профессиограмма профсоюзного работника. Требования к навыкам, знаниям и качествам профсоюзного работника. Профсоюзный работник как менеджер и политик. Профсоюзный актив и профсоюзные поручения. Техника личной работы и принципы организации времени.
Литература: 1. Авторитет профсоюзного комитета. От чего он зависит? М., Научный центр профсоюзов, 2006. 2. Азбука
профсоюзника: Работа профсоюзного активиста. Ч. 2. Брюссель. МКСП, 1993. 3. Башмаков В.И., Санатулов Ш.З. Профессиограмма профсоюзного работника. М., АТ и СО, 2000. 4. Бражка А.Л., Галлиев Г.Т., Кубицкий С.И. и др. Организация и техника личной работы профсоюзного активиста. М., - Челябинск, 2005. 5. Зайверт Л. Ваше время в ваших руках. М., Интер-экспорт, 1995. 6. Коннор О.Дж. Искусство системного мышления. М., Адьпина Бизнес Букс, 2006. 7. Концепция кадровой политики ФНПР. СПб., ЗУМЦ, 2008. 8. Кошелев В.Т. О материальном и моральном стимулировании профсоюзных кадров. М., АТиСО, 2007. 9. Лапыгин Ю.Н. Системное решение проблем, М., Эксмо, 2008. 10. Методические рекомендации по совершенствования организации и техники личной работы, повышению деловой квалификации профсоюзных кадров и актива. Под. Рук. А.Г.Назейкина, В.И.Сперанского. М, 1999. 11. Организация профсоюзной работы: настольная книга профработника и активиста. М., АТиСО, 2005. 12. Основные направления работы профсоюзного комитета. М., Профиздат, 2000. 13. Организация работы профсоюзного комитета. Составитель Асеева Г.Н., СПб., ЗУМЦ, 2006. 14. Основы профсоюзной работы. Составитель Г.Н. Асеева. СПб., ЗУМЦ, 2007. 15. Попов Г.Х. Техника личной работы. М, 2002. 16. Профлидер в современных условиях. Библиотечка профсоюзного активиста. 1999, №8. 17. Сенников Н.М. Современные методы повышения эффективности профсоюзной работы. СПб., ВВМ, 2008. 18. Хроленко Н. Т. Самоменеджмент. М., Экономика, 1996. 19. Шестой съезд Федерации независимых профсоюзов России. 14 - 16 ноября 2006года. (Стенографический отчёт). М., 2006.
Тема 9. Профессиональные союзы в системе организационной культуры предприятия.
Понятие и элементы организационной культуры. Способы участия профсоюзов в формировании организационной культуры. Организационная культура как предмет социально-партнёрского взаимодействия. Роль профсоюзов в формировании имиджа организации. Культура профсоюзной организации. Имидж профсоюзной организации. Профсоюзные символы, традиции и ритуалы. Этика служебных отношений и деловой этикет в системе организационной культуры.
Литература: 1. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. М., Финансы и статистика, 2002. 2. Будъко В.И. Формирование современного имиджа профсоюзов. Вести ФНПР, 2003, № 5-6. 3. Дафт Р. Менеджмент, СПб., Питер, 2001. 4. Джуэлл Линда. Индустриально-организационная психология. СПб., Питер, 2001. 5. Деловое общение. Деловой этикет. Автор - составитель Кузнецов И.Н. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 6. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995. 7. Мексон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., Дело, 1992. 8. Митчел М. Деловой этикет. М., АСТ: Астрель, 2005. 9. Модернизация профсоюза: подходы, планирование и осуществление. М., 2007. 10. Сояоманидина Н.Г. Организационная культура компании. Учебное пособие. М., 2008. 11. Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб., Питер, 2001. 12. Хофстеде Г. Организационная культура. Управление человеческими ресурсами. СПб., Питер, 2002. 13. Честара Джон. Деловой этикет. М., ФАНР, 1997. 14. Шейн Эдгард X. Организационная культура и лидерство. СПб., Питер, 2002. 15. Шо Р.Б. Ключ к доверию в организации: результативность, порядочность, проявление заботы. М, 2007. 16. Ягер Джен. Деловой этикет. М., 1994.
Тема 10. Профессиональные союзы как участник разрешения конфликтов.
Понятие и типология конфликта. Социальный конфликт - его признаки и пути разрешения. Особенности социально-трудовых конфликтов. Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения. Комиссии по трудовым спорам, их роль в разрешении трудовых конфликтов. Характеристика межличностных конфликтов. Роль и тактика профсоюзов в разрешении конфликтов. Этические проблемы и способы их разрешения.
Литература: 1. Башмаков В.И. Трудовой конфликт и профсоюзы. Методические рекомендации. М., АТ и СО, 1999. 2. Зайцев А.К. Социальный конфликт. М., Академия, 2000. 3. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., Экономика, 1990. 4. КацваА. М. Социально-трудовые конфликты в современной России. М., - СПб., Летний сад, 2002. 5. Крестъянинов А.Н. Социальная напряжённость: роль профсоюзов в её регулировании. М., Русская новь, 2002. 6. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. СПб., ЕВРОЗНАК, 2000- 7. Рубин Дж., ПруйтД., Ким Хе Сунг. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. СПб., ЕВРОЗНАК, 2003. 8. Томпсон Джордж Ф. Вмешательство третьей стороны. Управление человеческими ресурсами. СПб., Питер, 2002, 9. Эдварде Пол К. Индустриальный конфликт. Управление человеческими ресурсами. СПб., Питер, 2002.

Пояснительная записка
к программе «Школы профсоюзного актива»

Настоящая программа составлена таким образом, что её тематика охватывает различные аспекты положения и деятельности профсоюзов. В этом смысле она носит универсальный, комплексный характер и ставит целью дать базовые знания о профессиональных союзах, вызвать у актива устойчивый интерес к профсоюзной работе как общественно значимому виду деятельности. В процессе изучения тем слушатели «Школы профсоюзного актива» знакомятся с историей и современным состоянием российского и зарубежного профсоюзного движения, правовыми основами деятельности профсоюзов, их местом и ролью в системе гражданского общества, особенностями и спецификой профсоюзной работы и др. В результате обучения у актива должно сформироваться представление о профсоюзах как о социальном институте, о многообразии их функций в сфере труда и современной общественной жизни, широких возможностях в защите трудовых прав работников и влиянии на культуру организации.
В программе нашло отражение некоторое переосмысление подходов к обучению актива. В известной степени она носит просветительский характер и ориентирована не на решение текущих задач, а на формирование видения основных проблем профсоюзного движения. Программа рассчитана на обучение различных категорий актива независимо от конкретного поручения, которое он выполняет в первичной профсоюзной организации. При этом она не дублирует программы для впервые избранных председателей профкомов повышения квалификации, подготовки переговорщиков и органайзеров, утверждённые Президиумом Совета ЛФП и обучение по которым финансируется из бюджета Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. При выборе тем учитывалась также сложившаяся практика обучения актива в Зональном учебно-методическом центре профсоюзов Санкт-Петербурга (ЗУМЦ), семинары которого охватывают обширную профсоюзную тематику (организационная работа, делопроизводство, мотивация и др.). По таким специальным вопросам целесообразно пройти обучение непосредственно в учебном центре.
Настоящую программу можно рассматривать и как некую основу для формирования собственных программ «Школы профсоюзного актива», которые учитывали бы отраслевую и региональную специфику, уровень компетентности актива, традиции профсоюзной организации и пр.
На изучение большинства тем выделяется по три академических часа, что вполне достаточно для получения общего представления о поставленных проблемах. Тема 5. «Профессиональные союзы как субъект социального партнёрства», на изучение которой выделено шесть часов, требует более глубокого рассмотрения в силу того, что деятельность профсоюзов осуществляется в сфере труда, где они выступают как одна из сторон социального партнёрства. Здесь же профсоюзы реализуют свою основную функцию - защиту законных интересов наёмных работников. Учитывая, что тема 8 «Содержание и специфика профсоюзной работы» и тема 9 «Профессиональные союзы в системе организационной культуры предприятия» в известной степени носят инновационный характер и практически не рассматриваются на семинарах, на их изучение также выделено по шесть часов. Кроме того, тема 8, обращённая к проблемам организации и технологиям профсоюзной работы, имеет прямое отношение к практической деятельности актива. Очерёдность тем выстроена в соответствии с предполагаемой логикой подачи материала.
Изучение темы 1 «История профсоюзного движения за рубежом и в России» должно вооружить актив знаниями, которые необходимы для понимания роли и места профессиональных союзов в истории общества. Важно, при этом, подчеркнуть историческую закономерность появления профсоюзов и значение исторического опыта для их успешной деятельности в современных условиях. Рассматривая историю зарубежных и отечественных профсоюзов, необходимо показать единство мирового профсоюзного движения и одновременно особенности профсоюзной истории России. Характеризуя деятельность отечественных профсоюзов в советский
период, важно следовать принципу исторической справедливости и не бросаться в крайности при их оценке. Вопрос о становлении Федерации независимых профсоюзов России может быть рассмотрен в форме беседы с участием самих слушателей. Необходимо обратить внимание, что профессиональные союзы как социальный институт развиваются вместе с развитием общества.
Тема 2 «Организационная структура российского профсоюзного движения» обращена к одной из актуальных проблем современной деятельности профсоюзов. Их организационное строение в значительной степени определяет эффективность работы. В ходе изучения темы слушатели должны получить представление об организационной структуре профсоюзов России. При этом необходимо дать характеристику каждого элемента структуры - от ФНПР до первичной профсоюзной организации, показать их функциональную целесообразность, обратив внимание на сочетание отраслевого и территориального принципа построения российских профсоюзов.
Особо следует выделить роль первичной профсоюзной организации в сложной структуре профсоюзного движения, поскольку именно здесь осуществляется непосредственная связь с членами профсоюза. Наконец, необходимо уделить внимание члену профсоюза как первичному элементу профсоюзной структуры. Заключительную часть занятий можно провести в форме беседы, в ходе которой слушатели представят видение рационального структурного построения своей первичной профсоюзной организации.
Приступая к изучению темы 3 «Международное профсоюзное движение на современном этапе» необходимо, прежде всего, обратить внимание, что в условиях глобализации экономики, появления транснациональных корпораций международное взаимодействие профсоюзов становится актуальной необходимостью и приобретает новое качественное содержание. При характеристике международных организаций профсоюзов должна активно звучать идея единства мирового профсоюзного движения. Преподаватель должен также обратить внимание на возможность использования международного опыта профсоюзов в защите социально-трудовых прав наёмных работников в России. Раскрывая роль МОТ в развитии мирового профсоюзного движения, целесообразно познакомить слушателей с её основными документами (конвенциями и рекомендациями) и возможностью их применения в практике работы первичной профсоюзной организации.
Необходимо также показать место и роль российских профсоюзов в международном профсоюзном движении, подчеркнуть, что они являются одним из его самых многочисленных и активных участников.
Тема 4. «Правовые основы и гарантии деятельности профсоюзов» имеет принципиальное значение для понимания законных возможностей российских профсоюзов выполнять свою миссию по защите социально-трудовых прав работников. Изучение темы целесообразно начать с краткого экскурса в историю борьбы профессиональных союзов за юридическое признание. В процессе занятий необходимо дать представление об основных нормах международного и российского законодательства, гарантирующих деятельность профсоюзов. Более подробно следует остановиться на характеристике Закона РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», определяющего правовой статус профсоюзов России и Закона РФ «Об общественных объединениях». Важно отметить, что право на объединение в профессиональные союзы и свобода их деятельности закреплены в Конституции РФ. При рассмотрении вопроса о гарантиях деятельности первичной профсоюзной организации и социальных гарантиях профсоюзным работникам обратить внимание, на то, что они могут быть предметом социально-партнёрских договорённостей и найти закрепление в коллективном договоре.
Рассматривая тему 5 «Профессиональные союзы как субъект социального партнёрства» следует подчеркнуть не случайность эволюционирования трудовых отношений к социально-партнёрскому типу, на характеристике которого следует остановиться более подробно. Для профактива важно понять, что социально-партнёрская модель трудовых отношений даёт профсоюзам широкие возможности для реализации своих основных функций как представителя интересов работников. Эти возможности логично проиллюстрировать через характеристику принципов и форм социально-партнёрского взаимодействия, определённых ТК РФ, и анализ защитной функции профсоюзов. Рассматривая профсоюзы как субъект социального партнёрства, важно обратить внимание, что они выступают равноправным партнёром по отношению к государству и работодателям. В процессе изучения темы можно организовать «круглый стол», на котором слушатели дадут оценку состоянию и перспективам развития социального партнёрства в их организации, роли профкома как социального партнёра. Такое обращение к «местной тематике» поможет лучше понять проблемы эффективного социально-партнёрского взаимодействия на уровне первичной профсоюзной организации.
Раскрывая содержание темы 6 «Профессиональные союзы и современное общество» необходимо обратить внимание, что сегодня функции профсоюзов не ограничиваются только защитой интересов наёмных работников в социально-трудовой сфере. В силу своей многочисленности, более чем 200-летнего опыта и авторитета они выступают как наиболее зрелый социальный институт современного общества. Здесь они активно участвуют в решении самого широкого круга проблем: влияют на социальную политику государства, взаимодействуют с политическими партиями, способствуют становлению демократии, обеспечению свободы и правопорядка, конституционных прав граждан и т.д.
Отдельно следует остановиться на характеристике профессиональных союзов как институте гражданского общества, их роли в его становлении и развитии. Необходимо также показать возможности гражданского общества в реализации потенциала и расширении влияния профсоюзов. Через систему гражданского общества они могут более активно пропагандировать идеи социальной справедливости, влиять на общественное мнение, формировать гражданскую позицию работников, наконец, более эффективно и плодотворно взаимодействовать со своими союзниками. Практически все функции профсоюзов могут быть усилены их участием в гражданском обществе.
Изучение темы 7 «Коллективные действия профсоюзов» целесообразно начать с обращения к историческому опыту их организации. Подробнее следует остановиться на характеристике забастовки, как наиболее эффективной, хотя и крайней форме коллективной защиты законных интересов работников. В тоже время на протяжении своей многолетней истории помимо забастовок профессиональные союзы выработали и другие формы массовых коллективных действий: митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, заявления, письма и телеграммы солидарности, обращения к правительствам, подписание совместных заявлений и др.
Параллельно с темой коллективных действий должна звучать тема профсоюзной солидарности, которую можно отнести к одному из самых значимых уроков и завоеваний профсоюзного движения. Профсоюзные акции социального протеста могут быть эффективны только при условии соблюдения принципа солидарности. Важно также уделить достаточно внимания технологиям и информационному обеспечению коллективных действий.
Наконец, необходимо отметить, что рассматриваемая проблема не является абстрактной для первичной профсоюзной организации. Для защиты законных интересов работников она может использовать все формы коллективных действий. Также и готовность к солидарным действиям начинается с «первички», поэтому формирование у работников солидарного сознания - это то общее, что объединяет работу актива.
Тема 8 «Содержание и специфика профсоюзной работы» имеет актуальное значение для основной массы профсоюзных активистов, которые выполняют различные поручения преимущественно на общественных началах. Главная цель темы - показать активу пути и средства эффективной организации профсоюзной работы на предприятии. Для этого, прежде всего, необходимо дать характеристику профсоюзной работы как особого вида деятельности. Важно при этом подчеркнуть, что она осуществляется в социально сложной сфере - сфере труда. Поэтому профсоюзный работник любого уровня должен обладать соответствующими этим условиям качествами, знаниями и навыками, которые можно определить, обратившись к профессиограмме, т.е. желательной модели профсоюзного работника. Особое внимание следует обратить на современные методы организации профсоюзной работы, проблему самоменеджмента, правила рациональной организации времени, что позволит минимизировать сложности в сочетании основной профессиональной деятельности и общественной нагрузки. Эти вопросы могут быть рассмотрены в форме обмена опытом, дискуссии. Очень важно при изучении темы показать общественную значимость профсоюзной работы, обратить внимание на возможность самореализации в ходе выполнения того или иного профсоюзного поручения.
Деятельность профсоюзов в рамках предприятия не должна ограничиваться только традиционной функцией представителя и защитника интересов наёмных работников. Их активное участие во всей многообразной жизни своих организаций расширяет сферу профсоюзного влияния. Они, в частности, могут внести весомый вклад в формирование организационной культуры предприятия, её привлекательного имиджа, что является одним из перспективных направлений работы актива. К рассмотрению этой проблемы обращена тема 9 «Профессиональные союзы в системе организационной культуры предприятия».
В силу её новизны слушателей «Школы», прежде всего, необходимо познакомить с понятием и элементами организационной культуры. Важно при этом обратить внимание, что культура организации как совокупность символов, традиций, ценностей, правил в современных условиях является необходимым условием её успешности и конкурентоспособности. Для профсоюзных организаций участие в формировании культуры своих предприятий может стать перспективным направлением социально-партнёрского взаимодействия. Оно также открывает новые возможности для реализации потенциала профсоюзного актива.
Необходимо обратить внимание и на культуру самой профсоюзной организации, которая является частью культуры предприятия. В структуре занятий целесообразно выделить время для работы по подгруппам, в процессе которой слушатели сформируют собственное видение формирования имиджа и культуры первичной профсоюзной организации.
Находясь в центре жизни коллектива, профсоюзная организация не может устраниться от участи в разрешении конфликтов, неизбежно сопровождающих трудовые отношения. Это определяет актуальность темы 10 «Профессиональные союзы как участник разрешения конфликтов». При её изучении необходимо дать характеристику различным типам конфликтов: от социальных, в которые втянуты большие общественные группы, до межличностных, касающихся столкновения частных интересов. Более подробно следует остановиться на рассмотрении причин и особенностей социально-трудовых конфликтов, к которым профессиональные союзы имеют непосредственное отношение. Особое внимание следует уделить способам и приёмам разрешения конфликтов. С помощью каких технологий и стратегий поведения стороны могут избежать или, по крайней мере, ослабить их разрушительную силу. При характеристике трудовых конфликтов необходимо обратить внимание на социальную ответственность сторон. В ходе занятий целесообразно определить возможную тактику профсоюзной организации при возникновении и разрешении конфликтов.
Курс носит преимущественно лекционный характер. Однако в ходе занятий в зависимости от уровня подготовки слушателей преподавателями могут использоваться другие формы обучения - беседы, свободные дискуссии, круглые столы, обмен опытом, работа в группах и др. Преподаватель может вносить коррективы и в очерёдность рассмотрения вопросов каждой темы. Необходимо также обратить внимание на связь между отдельными темами курса. Список литературы может служить основой для подготовки к занятиям, однако не исчерпывает всех источников по данной программе. Поэтому в дополнение к предложенной литературе целесообразно самостоятельно подбирать материалы, которые помогут полноценному раскрытию изучаемых вопросов.

Учебно-тематический план занятий см. ниже.


Учебно-тематический план занятий «Школы профсоюзного актива»

№ п.п. Название темы Всего
часов В том числе
Лекции Беседа Круглый
; I СТОЛ Обмен
опытом Работа
в группах
I. Тема 1 . История профсоюзного движения за
рубежом и в России. 3 2 1 - - -
2. Тема 2. Организационная структура российского :
профсоюзного движения. 3 2 1 - - -
з Тема 3. Международное профсоюзное движение
на современном этапе. 3 3 - - - -
4. Тема 4. Правовые основы и гарантии
деятельности профсоюзов. з 3 - - - -
5. Тема 5. Профессиональные союзы как субъект
социального партнерства. 6 5 - 1 - _
6. Тема 6. Профессиональные союзы и
современное общество. 3 3 - - - -
7. Тема 7. Коллективные действия профсоюзов. 3 2 1 - 1 -
8. | Тема 8. Содержание и специфика профсоюзной
работы. 6 4 1 - 1 -
9. Тема 9. Профессиональные союзы в системе
организационной культуры предприятия. 6 4,5 _ - - 1,5
10. Тема 10. Профессиональные союзы как участник
разрешения конфликтов. 4 . 3 1 - - -
40

 

 



Правовая защита профсоюзов